Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » О Тярлево » Храм Спасо-Преображения » Роспись храма Спасо-Преображения

Роспись храма Спасо-Преображения

Храм Спаса Преображения в тярлево был построен к 300-летию дома Романовых и освящен в 1914 году. Долгое время  храм  размещал в себе электрощитовую, по сути, находясь в запустении. Ныне он благоукрашен и  восстановлен.   Интерьер церкви  декорирован церковной живописью выполненный выпускниками Академии Художеств.
Сохранился проект  архитектор храма А.А.Захарова на чертежах которого мы видим предложение по церковной росписи северной части помещения.  Преподавателем иконографии в институте им. И.Е. Репина Марией Георгиевной Давидовой была сделана иконографическая программа росписи всего храма. На встрече с настоятелем  о. Александром в 2009 году был согласован выбор исполнителей, сроки и стилистика исполнения работ.   Далее после утверждения иконографии и эскизной части у архимандрита о. Александра (в миру Александр Николаевич Фёдоров), председателя комиссии по архитектурно-художественной вопросам Санкт-Петербургской епархии, летом 2009 года начались работы по живописному украшению.
Бригада  церковных художников состояла из двух человек -  Владимира Шабалина и Алексея Авилова. Оба художника обучались в  мастерской церковной-исторической живописи института им.И.Е. Репина под руководством профессора А. К. Крылова.
Владимир Геннадьевич Шабалин родился 01.04.1979 года в поселке Свеча Кировской области. Отец-Геннадий Николаевич работал в газете (1946-2004) мать - Алевтина Ивановна (1951). Семья переехала в город Чебоксары способности к рисованию появились очень рано, окончил среднюю и  художественную школы и продолжил свое образование в художественном училище. В 1999 году поступил в СПб государственный академический институт живописи скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина отделение церковно-исторический живописи под руководством профессора Крылова. Окончил в 2006 году, так как брал академический отпуск, женат, есть сыновья, с 1999 года живёт в Петербурге.
Алексей Александрович Авилов родился 22.07.1979 года в городе Шатура Московская области. В 1994 году он заканчивает художественную школу города Новомосковска Тульской области  и в этом же году поступает в Орловское Художественное училище которое оканчивает в 1999 году со специальностью живописец-педагог. Успешно  пройдя вступительные экзамены летом 1999 года он зачисляется в институт имени И.Е.Репина на факультет живописи.   На втором году обучения в институте Алексей  переводится в мастерскую церковно-исторической живописи которую  заканчивает 2005 году.
Совместное творческое сотрудничество с Владимиром Шабалиным началось довольно скоро. С период 7 месяцев 2006 и 2007 годов в составе бригады из 8 человек ими была выполнена роспись храма РПЦ в города Мидранд ЮАР.  Предварительна работа включала в себя тщательную  эскизную часть и  серьёзные этапы согласования.  Позже следовали работы по росписи храма преподобного Силуана Афонского в селе Новая Ляда Тамбовской области, труды над убранством Морского Собора в г. Кронштадт,  храма Рождества Богородицы в деревне Сумки марийской республики и другие.
При выполнение росписи тярлевского храма художники придерживались стилистики 12 века домонгольского периода. Они ориентировались на живописное убранство русских храмов северо-запада России, использовали материалы полученные  на копийной практике во время учебы  в таких городах как Новгород, Владимир, Псков и Старая Ладога.
По всему внутреннему периметру и  низу колонн на уровне от подоконников до пола в церкви изображены завесы, так называемые "полотенца". В давние времена внизу развешивали настоящие полотенца,  а затем, со временем, их заменили изображения. Декорация храма насыщенна орнаментами в которых присутствуют также  зооморфные мотивы столь  характерные для новгородской  декоративной вязи.  Изображённые павлины символизируют собою царскую и одновременно райскую птицу.
Работы производились  минеральными силикатными красками, наиболее передовым на сегодняшний день материалом для подобных нужд.  Поверхности  подготовленные под роспись были разделены на зоны ответственности и работа закипела. Лики святых из семьи последнего императора Николая II и образы святых, у которых сохранились прижизненные фотографии, были стилизованы в соответствии с каноном подобных изображений.  Работа была закончена к лету 2014 года и в целом велась в  в течении 5 лет.

 Храм имеет три придела .Главный или центральной- Преображения Господня. Северный -Пресвятой Троицы. Южный посвящен преподобному Серафиму Вырицкому и Новомученикам и Исповедникам Российским. Наименование приделов определяет в  основном тематику росписи стен храма. Опустим традиционные композиции обязательные в каждом храме, остановимся лишь на характерных росписях именно для нашего храма. Преподобный Серафим вырицкий в настенной живописи храма мы встречаем дважды . На грани простенка между окнами в главном приделе и в композиции  Державная Божья  Матерь с предстоящими Серафимом Вырицким Иоанном Кронштадтским в южном приделе.
    На южной   стене придела Новомучеников и Исповедников Российских изображено расстрел Святых Царственных страстотерпцев : императора Николая 2, императрицы Александры Фёдоровны и их детей царевича Алексея и великих княжон :Ольги ,Татьяны, Марии, Анастасии. Рядом  мы видим Алапаевских мучеников.  Это князья императорской крови Константиновичи (Иван ,Константин и Игорь) владимир Палей,Великий князь Сергей Михайлович, великая княгиня Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара . Два сюжета сопровождает непривычная верующего атрибутика - революционеры с красными бантами, револьверами, гранатами. Но по-другому эти сюжеты было изобразить нельзя ,так как именно красноармейцы, а не злые чудовища извели под корень всю царскую семью . На внутренний  поверхности Западной арки 7 медальонов с изображением царственных страстотерпцев .На внутренней поверхности Южной арки образы святых новомучеников  и исповедников российских :мученик Пётр Скипетров, Николай пресвитер Кронштадтский, священноисповедник Николай  Сперанский, Сергей Флоренский, Капр Эльб, Николай Кулигин. Арка Северного придела украшается медальонами  с изображением святых новомучениц: святая мученица великая княгиня  Елизавета ,инокиня  Варвара, Блаженная Матрона Московская, преподобномученица Мария Гатчинская, мученица Кира Оболенская ,святая мученица Екатерина  Петроградская.
В западном нартексе своды и стены -образ Страшного Суда. Символически изображены и вода и земля отдающие своих мертвецов. Слева от Христа -Ад. Грешники в Геене огненной и сатана побеждаемый ангелами. На руках сатаны человечекс мешочком ,это предатель Иуда.
Кроме настенной живописи художниками были выполнены две иконы .Алексеем -Преображение ,а Владимиром -Георгий Победоносец. Ну на этом у Владимира Шабалина сотрудничество с отцом  Александромне закончилась.
     6 июля 1914 года  освящали храм, а уже 28 июля того же года началась Первая Мировая  война .Полностью оформление храма завершить не успели . На восточном фасаде осталось незаполненная ниша в которой скорее предполагалось разместить икону Преображение Господня . Отец Александр принял решение сделать это изображение мозаичным, так наряднее и долговечнее.
   Осенью 2017 года  Владимир  Шабалин взялся за исполнение этой мозаики.  В мастерской собрали фигуру Христа и мандорлу( в  христианском искусстве особая форма сияния  вокруг Христа или Богородицы).
     24 октября 2018 года состоялся монтаж мозаики  на алтарь храма . В работе  также принимали участие Шабалина  Екатерина , Шабалин Андрей,  Деникина Татьяна, Андрей Костин.  29 октября 2018 года состоялась освещение мозаики.
      Затем Владимиром были также  исполнены мозаики "Святая Троица " над служебным входом в храм . В январе 2019 года была начата в августе 2019 смонтирована. 19 августа в  день Преображения Господня во  время крестного хода была освящена. И  и наконец третья мозаичная икона "Неопалимая Купина" на западном фасаде храма, была закончена в сентябре 2020 года.Автор эскиза и главный мозаичист Шабалин В. Г.
Ниши в стене не было . Поэтому изготовили гипсовую рамку которая образует как бы ковчег(угрубление в иканной доске)на фасаде храма. Мозайка была освещена 4 октября 2020 года.