Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » Клуб » Выставки, встречи, экскурсии » Дом ветераном сцены им. Савиной отмечает 125 лет.

Дом ветераном сцены им. Савиной отмечает 125 лет.

 

Дом ветераном сцены им. Савиной

 

 20 апреля 2021 года Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной торжественно отметил 125 лет со дня основания.

В этот день Дом принимал гостей. Программа празднования предусматривала открытие выставки «Чуть мерцает призрачная сцена», экскурсию по Дому, благодарственный молебен в домовом храме Святителя Николая Чудотворца и праздничный концерт, подготовленный ветеранами сцены.

С теплыми, добрыми поздравлениями к ветеранам и сотрудникам Дома обратился заместитель начальника Управления материально-технического обеспечения Управления делами Президента Российской федерации Владимир Алексеевич Луньков. Он зачитал приветствие Управляющего делами Президента Александра Сергеевича Колпакова и сам искренне поздравил всех, кто живет и трудится в Доме ветеранов.

Были получены приветственные адреса от Губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова и от Председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александра Николаевича Ржаненкова.

Председатель Муниципального округа «Петровский» Дмитрий Феликсович Вагин передал сердечные поздравления от Председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Серафимовича Макарова и обратился к жителям Дома с приветствием и пожеланиями творческого долголетия.

 На празднике присутствовали представители Союза театральных деятелей Российской Федерации и петербургского отделения СТД. Заместитель Председателя СТД Геннадий Александрович Смирнов передал поздравления от Александра Александровича Калягина. Сергей Иванович Паршин и Николай Витальевич Буров обратились к своим коллегам-артистам, вспомнили трудные времена борьбы за Дом и пожелали жителям Дома как можно дольше «оставаться в строю». Тепло прозвучало приветственное слово народного артиста России, большого друга нашего Дома Николая Сергеевича Мартона.

 Ни в одном поздравлении не было формальных, казенных слов. Все выступающие видели, как ждали ветераны сцены этого праздника, как готовились к нему. Фотовыставка, встречающая гостей, рассказала о том, чем живет Дом ветеранов сегодня – о творческой работе замечательных артистов, которые продолжают служить Театру. В Савинской гостиной звучала музыка, в фойе и коридорах Дома ветераны общались с гостями Дома, получали подарки и поздравления.

 Как старого друга встречали наши ветераны Алексея Александровича Белокобыльского, который был директором ДВС в трудные времена ремонта и переезда в Комарово. Искреннюю радость вызвало приветствие директора московского Дома ветеранов сцены Андрея Викторовича Сучкова – нас связывает с московским Домом творческая и человеческая дружба.

 Наши друзья из Мариинского театра, представители Фонда «Артист», сотрудники петербургских музеев и библиотек, интернет-сообщество «Пять углов», коллеги из петербургских Домов ветеранов услышали в этот день искренние слова благодарности от директора ДВС Натальи Алексеевны Чибиревой. Ежедневная жизнь Дома, предполагающая заботу о здоровье и досуге наших ветеранов, невозможна без помощи многих и многих людей.

Музей истории поселка Тярлево передал в дар ценные экспонаты жизни и творчества актрисы императорских театров Мирапольской Н.П.. Документы повествуют о жизни актрисы в «Доме ветеранов сцены» во время блокады. Афиши, личный дневник и другие документы дополнили коллекцию истории  «Дома ветеранов сцены».

Женские истории

Судьба актрисы: из тетради, найденной на чердаке

Об истории Тярлево и о людях, которые жили в нем, многое удается узнать от людей, живущих здесь на протяжении десятилетий. Одна из них – Людмила Ивановна Спиридонова, живущая в Тярлево с рождения. Благодаря ей мы многое узнали о прошлом поселка. И вот – очередная находка. Разбирая бумаги на чердаке сарая, Людмила Ивановна обнаружила потрепанную, пожелтевшую общую тетрадь. На ее обложке крупными буквами выведено: «Миропольская Н.П. Документы, сохранившиеся случайно во время блокады Л-да». Внутри было две фотографии, почтовые открытки, небольшие театральные афиши и программки, газетные вырезки с рецензиями на спектакли и великое множество стихов. И эти бумаги многое могут рассказать о Наталье Павловне Миропольской – актрисе, жившей в Тярлево на протяжении восьми лет, с 1933 по 1941 год.

 

Путь в актрисы

Наталья Миропольская родилась в Петербурге 7 марта 1876 года. Отца девочка не помнила: мать ее была вдовой и служила в редакции газеты, чтобы хоть как-то прокормить себя и дочь. Наталья с детства мечтала быть актрисой. Но возможности оплатить ее учебу у матери не было, и после окончания Мариинской гимназии девушка поступила на службу. В 1899 году вышла замуж за офицера царской армии Зелинского, в 1900 году у супругов появился на свет сын Виктор. Жизнь понемногу налаживалась и Миропольская решила осуществить мечту и поступила на драматические курсы. Училась она в классе актера и режиссера Александринского театра Юрия Озаровского, а после их окончания молодую актрису стали приглашать для участия в спектаклях.

Обилие театров, на сцену которых она выходила, поражаем воображение – двадцать! В Петербурге она играла в Михайловском театре, в Новом драматическом, в «Невском фарсе» и «Зимнем буфе»… Выступала в Полтаве, Симферополе, Ялте, Перми, Пскове, Керчи, Калуге и других городах. Вот лишь малая часть сыгранных ей ролей: Чуха («Петербургские трущобы» Крестовского), Тереза («Тереза Ракэн» Э. Золя), Анна Андреевна и Марья Антоновна («Ревизор» Гоголя), Графиня Жанна («Ванька-ключник» Сологуба), Ольга и Наташа («Три сестры» Чехова), Анна Каренина и Катюша Маслова в постановках по Толстому…

Критика была к ней благосклонна. Вот что писали о спектакле «Свадьба Кречинского»: «…в роли Лидочки выступила госпожа Миропольская, эта молодая артистка обладает благодарными внешними данными и, по-видимому, не лишена дарования». А вот рецензия на спектакль «Салтычиха», который прошел в Мотовилихе: «…что касается исполнителей, то необходимо отметить артистку Миропольскую (Салтычиха), которая прекрасно справилась со своей задачей и дала яркий образ того исступленного зверя, каким Салтычиха была в действительности».

 

После революции

Мирное течение жизни нарушила сначала Первая мировая война, за ней последовала революция. Муж Миропольской (офицер) и сын (выпускник Пажеского корпуса) были вынуждены эмигрировать на Дальний Восток, а Наталья Павловна осталась на родине, надолго потеряв с ними связь.

Она продолжила работать в театре, но в афишах и программках уже писали не «Госпожа Миропольская», а «Товарищ Миропольская». Теперь она исполняла возрастные роли – например, Марью Андреевну в «Ревизоре» Гоголя.

В 1930-е годы здоровье Натальи Павловны пошатнулось, и в 1933 году она по болезни вышла на пенсию с диагнозом «грудная жаба». Пенсию назначили в 156 рублей в месяц. Тогда она и поселилась в Тярлево.

В ту предвоенную пору в поселке, населенном в основном ингерманладскими финнами, была спокойной и размеренной, поселок был аккуратным, чистым, ухоженным, пользовался большой популярностью у дачников. Миропольская поселилась на Новой улице – там же, где жили и Спиридоновы. Видимо, в те годы она и подружилась с тетушкой Людмилы Ивановны – Ниной Ильиничной Прокофьевой, в девичестве Спиридоновой.

Миропольская подрабатывала перепечаткой текстов на пишущей машинке, работала в Павловском дворце-музее, а в 1940 году поступила в ателье, где занималась вязанием. А в 1941 году переехала в Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной, располагавшийся на улице Кирочной.

 

Жизнь в стихах

Если вы пришли на выставку неизвестного вам художника или взяли в руки сборник стихов незнакомого вам поэта, не спешите знакомиться с биографией творца –  вся его жизнь в его произведениях. И о жизни Наталии Павловны многое можно узнать из ее стихов – далеких от совершенства, но добрых и искренних. О том, каково приходилось жильцам Дома ветераны сцены в блокадном Ленинграде, она пишет во многих стихотворениях, посвященных работникам ДВС. Вот отрывок из одного из них, написанного в 1948 году ко дню рождения директору ДВС Андрея Андреевича Голубева:

…Мы помним дни суровые блокады

И наши вечера на кухне у чуть греющей плиты,

Когда на полке сплывал едва мерцающий огарок,

А мы казались призраками голода и темноты.

И вдруг «Египетских ночей»

Огни пред нами зажигали вы,

Вы Пушкина читали нам, «В сияющем чертоге».

Забыв о голоде, мы душу согревали

И ужасы войны к нам, зачарованным, тогда не проникали…

А вот еще одно поэтическое свидетельство военных дней. В то тяжелое время никто не сидел сложа руки, – все для фронта, все для победы! И бывшие актрисы шили одежду для бойцов Красной армии:

Я сегодня весь день торопилась, дошивала рубаху бойцу.

Да глаза что-то все застилало,

Как росинка, скользила, мешала.

И текло у меня по лицу….

После Победы Наталья Павловна продолжала жить в Доме ветеранов сцены. В это же послевоенное время мать и сын нашли друг друга: Виктор жил в столице Хорватии Загребе, а его дочери и внуки – в Германии. И летели из-за границы весточки: «Шлем тебе, дорогая мамочка, сердечные приветствия и поцелуй с острова Раба, где проводим отдых. По этой фотографии можешь себе представить здешний пейзаж с силуэтом старого городка. Целую. Виктор».

Виктор дважды приезжал к матери в Россию, один из приездов состоялся летом 1964 года. Миропольской тогда было 88 лет, ее сыну –  64. Наталья Павловна тосковала о сыне и внуках, мечтала встретиться с ними. Свою тоску и душевную боль она переплавила в слова и поверяла бумаге, мысленно навещая сына в Загребе.

 

Обломки прошлого

Свое пребывание в Доме ветеранов сцены Наталья Павловна не воспринимала как наказание или заточение. Для нее здание на Кирочной, окруженное парком, стало родным домом, и Наталья Павловна посвятила ему множество стихотворений, теплых и восторженных.

В ДВС часто приезжали певцы, артисты, чтецы, в том числе и «звезды» первой величины – такие, как Аркадий Райкин или Любовь Орлова; здесь дал свой последний концерт Александр Вертинский. Но, судя по творчеству Натальи Павловны, самое большое впечатление на жительниц Дома произвел на них чтец Ларионов. Миропольская написала о его выступлении стихотворение, с юмором описав в нем влюбленных в артиста старушек:

Ларионов чтец прекрасный –

Но для нас он гость опасный.

Ох, наделал ты нам бед – «черноокий сердцеед».

Он читал – старушки млели…

Ничего не проглядели…

Наталья Павловна была настоящей долгожительницей Дома ветеранов сцены, и, несмотря на солидный возраст, продолжала быть активной, оптимистичной, энергичной. Вот что писала ей администрация Дома ветеранов, поздравляя с 90-летием: «…счастливы приветствовать вас и от всей души поздравить с вашим девяностолетием. Вы живете в нашем доме уже 26 лет. Благодарим за то большое и деятельное участие, которое вы всегда принимали в работе, развитии и становлении общественной жизни… нашего Дома ветеранов сцены. 18.III.1966».

Наталья Павловна всем посвящала стихи, писала «поздравлялки». И вот такое «ответное» стихотворение она получила к празднику праздник 8 Марта:

Она у нас в числе старейших,

Очаровательных, милейших.

Жар творчества еще в ней не угас,

Она взлетает на Парнас

И шлет стихи в газету нашу,

В стихах зовет себя Наташей.

И это молодо и мило,

Наполнено душевной силой.

Наталья Павловна никогда не унывала и радовалась тому, что молодость можно вернуть во снах:

Мы «отыгравшие».

Так нас, любя, Татьяна Щепкина звала.

Безжалостная старость нас со сцены увела.

Но все ж порой случается опять

Нам роль свою любимую играть.

Где? В счастливом сне.

Дружба Натальи Павловны Миропольской и Нины Ильиничны Прокофьевой, завязавшись в предвоенные годы в Тярлево, продолжалась до конца жизни. Когда Людмила Ивановна Спиридонова училась в старших классах и ездила в гости к тетушке в Ленинград, они порой вместе навещали в Доме ветеранов сцены бывшую актрису. И девушка хорошо запомнила эту милую, приветливую и улыбчивую женщину.

Прошло время, тетушка заболела и переехала жить в Тярлево. Вероятно, вместе с другими вещами она привезла с собой и тетрадь со «случайно сохранившимися» документами Натальи Павловны. О взаимоотношениях подруг мы можем судить по надписи, оставленной Миропольской на обороте фотографии: «Не забывайте, милая Ниночка, «обломок прошлого», наши душевные беседы и милые встречи».