Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » Музей » Процветающая дачная местность » Дачники » Миропольская Наталья Павловна

Миропольская Наталья Павловна

От Людмилы Ивановны  Спиридоновой удалось узнать очень много о прошлом поселка Тярлево, ведь она родилась и всю жизнь прожила в этом поселке. И вот очередной подарок: в сарае, что стоит рядом с домом Спиридоновых, при разборе бумаг на чердаке была обнаружена общая тетрадь средней толщины в твердой обложке. На обложке тетради крупными буквами выведено: «Миропольская Н.П. Документы, сохранившиеся во время блокады Ленинграда». Все изрядно потрепано, пожелтело, листы частично отвалились. Внутри было 2 фотографии, почтовые открытки, небольшие сложенные театральные афиши, вырезки рецензий на спектакли из газет и великое множество стихов.

            Эта тетрадь скорее всего попала на чердак через тетушку Людмилы Ивановны – Нину Ильиничну Прокофьеву, в девичестве Спиридонову (1899-1982), сестру отца. Она окончила гимназию в г. Пушкине, после чего работала бухгалтером. Где и когда она познакомилась с Миропольской, неизвестно, но ясно, что это было до войны 1941 года. Дружба продолжалась до конца. Когда Людмила Ивановна училась в старших классах, то она ездила в гости к тетушке в Ленинград, и всякий раз они вместе навещали в Доме ветеранов сцены Миропольскую. Людмила Ивановна до сих пор помнит эту милую, приветливую женщину. Прошло время, тетушка заболела и переехала жить в Тярлево, очевидно, тогда и привезла эту тетрадь с собой. О взаимоотношениях Миропольской и Нины Ильиничны мы можем судить по надписи на обороте фотографии: “Не забывайте милая Ниночка «обломок прошлого», наши душевные беседы и милые встречи. 4.V.51 (75 лет).

            Миропольская жила на этой же самой Новой улице, что и Спиридоновы, в течение восьми лет – с 1933 по 1941 год. Нам подробности ее проживания в Тярлево неизвестны, но, вероятно, жила, как и все в эту предвоенную пору, когда в своем большинстве население составляли ингерманладские финны. Поселок был аккуратным, чистым, ухоженным. Размеренная жизнь проходила вся в хлопотах по дому и на своих небольших приусадебных участках. Поселок изобиловал дачниками сезонными и круглогодичными. Близость Павловского парка играла одну из главных ролей при выборе дачи. Прогулки по одному из лучших в мире парков никогда не надоедали, давали силу, побуждали к творчеству, умиротворяли и успокаивали.

            Наталья Павловна Миропольская родилась 7 марта 1876 года в Петербурге. Мать была вдовой, отца девочка не помнила. Мать служила в редакции газеты, поэтому, чтобы существовать достойно, достаточных средств не было. Окончила в Петербурге Мариинскую гимназию, с детства мечтая стать артисткой. Но возможности оплатить учебу не было. Поэтому после окончания гимназии поступила на службу. В 1899 году вышла замуж за офицера царской армии Зелинского, в 1900 году у супругов появился на свет сын Виктор. Жизнь понемногу налаживалась и появилась возможность поступить на драматические курсы при Александринском театре по классу педагога Озаровского. После окончания курсов Наталью Павловну стали приглашать в спектакли. Обилие театров, в которых она выступала, поражает всякое воображение – 20! Театры города на Неве: Михайловский, им. В.Ф. Комиссаржевской, Новый драматический, Невский фарс, Зимний БУФФ. Театры других городов – Полтавы, Симферополя, Ялты, Перми, Мотовилихи, Пскова, Керчи, Калуги, Старой Руссы и т.д.

            Привожу только малую часть сыгранных ею героинь: «Чуха» («Петербургские трущобы» Крестовского), Тереза («Тереза Ракэн» Э. Золя), Анна Андреевна и Марья Антоновна («Ревизор» Гоголя), Графиня Жанна («Ванька-ключник» Сологуба), Ольга и Наташа («Три сестры» Чехова), Анна Каренина («Анна Каренина» Толстого, его же «Воскресение» - Катюша Маслова), Лия («Евреи» Чирикова).

             А теперь прочитаем рецензию на спектакль «Свадьба Кречинского»: …в роли Лидочки выступила госпожа Миропольская, эта молодая артистка обладает благодарными внешними данными и, по-видимому, не лишена дарования».

            Наталья Павловна обладала также хорошим голосом. В 1912 году на сцене концертного зала Петровского училища (Фонтанка, 63) в четверг 8 марта ее вокальный номер значился под № 5 «Марионетки» Беранже. Концерт состоялся с отчислением 10% валового сбора в пользу Александро-Невского отдела общества попечения о бедных и больных детях.

            Приведу еще одну рецензию. Заметка для рубрики «Театр». Спектакль «Салтычиха», который прошел в Мотовилихе. «…что касается исполнителей, то необходимо отметить артистку Миропольскую (Салтычиха), которая прекрасно справилась со своей задачей и дала яркий образ того исступленного зверя, каким Салтычиха была в действительности».

            А вот выдержка из рецензии советского времени. А. Валентинова: «… «Сигнал» и «Ненависть» - пьесы, смотрящиеся чрезвычайно легко, тоже должны быть отнесены к числу нужных и серьезных постановок текущего зимнего сезона. Актерский состав определенно на своем месте. Главное внимание публики сосредоточено на артистах Летковском, Соболеве, Свирском и артистах Мироновой, Миропольской и Шараповой.

            Мирная жизнь была нарушена сначала войной 1914 года, потом была потрясаема революционными волнениями и бурями. Муж, офицер и сын, выпускник пажеского корпуса, вынуждены были эмигрировать на Дальний Восток, и Наталья Павловна потеряла с ними связь на долгие годы, оставаясь здесь, на родине.

            После революции театры продолжали работать, но в афишах и программках уже писали не «Госпожа Миропольская», а «Товарищ Миропольская». Пошли возрастные роли, например, Марья Андреевна в «Ревизоре» Гоголя.

            В 1933 году получила пожизненную пенсию по болезни. Диагноз – трудная жаба, пенсию назначили в 156 рублей в месяц. Поселилась в поселке Тярлево, где и прожила до войны с Германией 1941 года. Прирабатывала перепечатыванием текстов на пишущей машинке. В 1938 году сломала левую руку. Работала в Павловском дворце-музее, а в 1940 году поступила работать в ателье 8 марта, где занималась вязанием.

            В 1941 году была принята в Дом ветеранов сцены, он был основан в 1895 году в доме русского театрального общества, которое возглавлял А.Е. Молчанов, муж М.Г. Савиной, находившегося на улице Кирочной. 25 октября состоялось открытие убежища в память Александра III для престарелых артистов с «полным содержанием их квартирою, пищей и одеждою». Инициатором создания убежища была великая русская актриса Мария Гавриловна Савина (1854-1915), имя которой носит этот дом с 1917 года. В 1902 году было окончено строительство 2-этажного каменного дома убежища. В деревянном корпусе разместился приют для сирот и детей неимущих сценических деятелей. В каменном здании помимо жилых комнат была устроена церковь св. Николая Чудотворца. В последующем склепе под алтарем этой церкви были погребены М.Г. Савина и ее муж А.Е. Молчанов. В 1930 году церковь закрыли и теперь там столовая и кухня.

            Если вы пришли на выставку художника или взяли в руки сборник стихов, но об авторе вы слышите впервые, то не спешите ознакомиться с его биографией – вся его жизнь в его произведениях. Так поступим и мы. Имея крайне скудные сведения о жизни Наталии Павловны, мы многое о ней узнаем из ее стихов, пусть и далеких от совершенства, но добрых и искренних. О периоде жизни, проведенном в блокадном Ленинграде в стенах Дома ветеранов сцены, мы можем узнать из «Поздравлялки», написанной в 1948 году ко дню рождения директору ДВС Андрею Андреевичу Голубеву.

Родной, любимый наш Андрей Андреевич!

Мы помним все!

Мы помним дни суровые блокады

И наши вечера на кухне у чуть греющей плиты,

Когда на полке сплывал едва мерцающий огарок,

А мы казались призраками голода и темноты.

И вдруг «Египетских ночей»

Огни пред нами зажигали вы,

Вы Пушкина читали нам «В сияющем чертоге».

Забыв о голоде, мы душу согревали

И ужасы войны к нам, зачарованным, тогда не проникали.

Мы помним все! Мы не забыли,

Как нас лечить вы на себе возили,

Как воду нам из проруби ловили.

Больной, голодный, ради нас себя вы не щадили.

Всего не перечесть. Короче говоря,

Мы счастливы, что вы живете с нами.

И хоть несносны мы бываем временами,

Вы строго не судите нас, а верьте,

Что мы крепко, крепко любим вас!

А вот еще одно стихотворное свидетельство военных дней. Эти два стихотворения имеют общее название: «Наши служащие». Здесь отражен период по 1945 год. Первое стихотворение посвящено С.М.

Ты как вулкан паяешь все и плавишь.

Божественно ты трубы починил.

Но без угля ты греть их не заставишь.

И милый дом наш «ледяным» прослыл.

И следующее: «Оля»

Кто мчится под бомбами в жар и мороз

С тележкой, наполненной тарой,

Обратно с трудом возвращается «воз»,

Ведь тара полна уж товара:

Конфеты, какао, тушенка и сыр.

Хоть тяжко порой, но зато говорят:

Вот наша кормилица Оля.

В то тяжелое время, сложа руки, никто не сидел – все для фронта, все для победы!

Бойцу. 1943 год

Я сегодня весь день торопилась, дошивала рубаху бойцу.

Да глаза что-то все застилало,

Как росинка, скользила, мешала.

И текло у меня по лицу.

И думала я: какой из себя ты чернявый,

А может, кудрявый блондин,

А звать тебя как, а сколько годочков?

У матери ты не один?

С родной Украины, а может, с Кавказа?

Иль жил ты в лесу и глуши. Старики где твои, где молодка?

Соскучились, чай, малыши?

Так помни, родимый, что в каждом стежочке

Зашиты восторг, благодарность, привет…

И вера в грядущую радость и гордость от наших побед.

А станешь рубаху ты эту на фронте, боец, одевать,

Так знай, когда шила, как сына тебя я любила,

Ведь и я тоже старая мать.

После войны Наталья Павловна продолжала жить в Доме ветеранов сцены. В это же послевоенное время мать и сын нашли друг друга. Он жил в столице Хорватии Загребе, а его дочери с внуками жили в Германии. Виктор приезжал к матери в Россию, в ДВС два раза. Один из приездов состоялся летом 1964 года. Ей тогда было 88 лет, сыну 64. И летели из-за границы весточки: «Шлем тебе, дорогая мамочка, сердечные приветствия и поцелуй с острова Раба, где проводим отдых. По этой фотографии можешь себе представить здешний пейзаж с силуэтом старого городка. Целую. Виктор».

            «Дорогая наша бабушка! Мы все прекрасно здесь отдыхаем и купаемся. Думаем часто о тебе и надеемся, что ты сейчас себя лучше чувствуешь. Здесь в Портафино мы были один день. Это рай на земле. Было прекрасно здесь, в Монетли тоже очень красиво. Из дома сразу тебе пришлем все фото. Дети целый день не выходят из воды. Папа писал тоже, что, наверное, поедет к тебе. Целуем тебя все крепко. Твой (неразборчиво) и Андрей».

Наталья Павловна тосковала о сыне и внуках, мечтала встретиться. Свою тоску и душевную боль она переплавила в слова и поверила бумаге.

«Четвертый прибор» (сон)

Сегодня я лечу в Загреб на званый ужин.

Чтобы туда попасть, мне никакой мотор не нужен.

Закрою лишь глаза и вмиг я буду там

(Боюсь, от радости слезам я волю дам).

Бодрись же, старая, и радости покойно жди.

По Шоштаричевой ты улице скорей иди.

Иду. Четвертый номер дома я нашла

И потихоньку, чтобы с сердцем не был «крах»,

На третий я этаж взошла.

Звоню. Вот слышу я шаги… Открыла мать:

«А молодые где?» - «Сейчас придут. Ушли гулять».

Сквозь слезы я на милое лицо гляжу

И, как сестру, обняв ее, я в комнату вхожу.

Мечта сбылась! Не плакать. Фу, какой позор!

Смотри, вот стол накрыт, на нем четвертый – твой прибор.

Пока я тут, не нужно фото, со стола его я убираю.

Но чу… Звонок. Бегу… Открыла дверь

И вмиг в объятия милые родные попадаю.

Смех, поцелуи, слезы – все перемешалось.

Смотрю - не насмотрюсь, милы вы оба мне.

И миг счастливый я нарушить не решалась.

И ужин на столе…

И после долгих одиноких лет – я вновь в семье!

Так много хочется сказать,

О многом хочется спросить.

Всю жизнь свою и вашу пережить.

Сидели долго за столом, нас чем-то угощали.

Бокалы налили вином и тост провозглашали.

Потом играли Life, лились Шопена звуки.

Как было хорошо! Забыты тяжкие года разлуки.

Но вот 12 бьет.

Ах, старая, устала ты от счастья.

На миг глаза сомкнулись твои.

И вдруг пропало все… Пропал Загреб.

Осталось одиночества ненастье.

Витечек мой и Лиза – твоя чудесная подружка.

Я счастлива, что хоть во сне была у вас.

Так почему ж, любимые мои,

Слезами смочена подушка?

Передо мной поздравление от Дома ветеранов сцены имени М.Г. Савиной Наталье Павловне Миропольской: «…счастливы приветствовать вас и от всей души поздравить с вашим девяностолетием. Вы живете в нашем доме уже 26 лет. Благодарим за то большое и деятельное участие, которое вы всегда принимали в работе, развитии и становлении общественной жизни… нашего Дома ветеранов сцены. 18.III.196?

            Все долгожители большие оптимисты и, конечно же, сыграло роль то, что она воспринимала пребывание в Доме ветеранов не как наказание или заточение, для нее это был дом родной, на эту тему Наталья Павловна написала много стихотворений теплых и восторженных. Вот одно из них:

Наша старость

Не только юность счастлива бывает.

У нас на родине живут неплохо старики.

Взгляните, дом какой! А парк какой чудесный

Раскинулся на берегу красавицы-Невы.

Как стражи со времен Петровых

Стоят дубы, красуясь над Невой

И тихо шепчутся о прошлом,

Храня Марии Савиной покой.

Она ведь с нами и сейчас,

Хоть спит давно уж вечным сном.

Да… с нами в садике своем,

А памятник о доброте ее – наш Дом!

Наталья Павловна всем посвящала стихи, писала «поздравлялки». Ей в ответ тоже было написано стихотворение на праздник 8 Марта.

Она у нас в числе старейших,

Очаровательных, милейших.

Жар творчества еще в ней не угас,

Она взлетает на Парнас

И шлет стихи в газету нашу,

В стихах зовет себя Наташей.

И это молодо и мило,

Наполнено душевной силой.

Она не унывает и радуется тому, что молодость можно вернуть во снах:

Мы «отыгравшие».

Так нас любя Татьяна Щепкина звала.

Безжалостная старость нас со сцены увела.

Но все ж порой случается опять

Нам роль свою любимую играть.

Где? В счастливом сне.

В ДВС часто приезжали певцы, артисты, чтецы. Самые звездные – это А. Райкин и Л. Орлова. Конечно же, Наталья сочинила о них восхищенные стихи. Но самое большое впечатление произвел на них чтец Ларионов. Влюбленные старушки – это явление комическое, к тому же им нельзя даже думать о любви – а вдруг давление подскочит, да и вообще не до любви – то там ноет, то здесь кольнет. Но Миропольская осветила эту тему с неожиданной стороны: она написала стихотворение на выступление чтеца Ларионова.

Ларионов чтец прекрасный –

Но для нас он гость опасный.

Ох, наделал ты нам бед – «черноокий сердцеед».

Он читал – старушки млели…

Ничего не проглядели…

Как он строен, как хорош, на «южанина» похож.

Голос, очи, а улыбка!

(Уже попалась в сети рыбка.

Кончил чтец, настала ночь,

А старушкам спать невмочь.

Разгорелись, взволновались

И о «прошлых» размечтались.

Час уж пробил – мы не спим, о «любимце» говорим.

Ах, скорей, скорей заснуть,

Во сне хоть молодость вернуть).

И напоследок хочется завершить повествование не скромной картинкой, а монументальным стихотворным полотном, описывающим судьбу актрис, начиная от триумфальной бурной молодости и заканчивая отдыхом в тени деревьев ДВС:

На скамеечках подушки, на подушечках старушки.

Не старушки – просто душки.

Все красавицы былые, все актрисы мировые.

Драмы, оперы, балеты, фарсы, скетчи, оперетты.

 

Все они изображали

Чародеек и весталок, скромных женщин и нахалок,

Наших баб провинциалок и принцесс и королев –

Словом, самых разных «Ев».

 

И студенты и курсистки, гимназисты, гимназистки,

Машинистки и модистки, девы старые как спицы,

И с драмкурсов ученицы – мчались все на бенефис!

На галерку забрались,

Чтоб кричать им «Браво!», «Бис!»

 

Фраки, смокинги, монокли и лорнеты и бинокли,

Эполеты, аксельбанты, генералы, адъютанты,

Перья, декольте, макш-курт в ложах выставлены тут.

 

Вазы, фрукты и конфеты, торты, серьги и браслеты,

И картины и букеты и собачки (ей не вру!).

И венки цветам на смену, надо все подать на сцену.

Уж на этот случай в ряд капельдинеры стоят.

 

Публика «див» обожала, путь цветами усыпала,

На руках их все носили, веера из сторублевок

На подносе подносили.

За здоровье их «клико» снявши туфлю с ножки, пили.

«Адрес» адвокат читал, а оркестр им тушь играл.

 

Было, правда, и иное… И ломбарды и ссудкассы

Кредиторов жадных масса.

Часто бедная актриса, лишь дождавшись бенефиса,

Отправляла все в заклад, чтобы дома не был ад.

 

И портниха, и модистка, парикмахер, массажистка.

Тут и прачка и «хозяйка» и корсетница-всезнайка,

И сапожник «Наливайко». Все они уж тут как тут

С бенефиса деньги ждут!!!

А попробуй-ка не дай-ка, так со сцены прямо в суд.

 

Словом, ото всей шумихи оставалось у актрисы

Лишь собачки да венки. Хочешь, их на стенку вешай,

А не хочешь – борщ вари.

 

А теперь лежат подушки, на подушечках старушки.

Вспоминают все, что было, что давно уплыло.

Но зато теперь наш дом стал им матерью с отцом.

Кормит, поит и балует, и купает, и бинтует,

И концертом развлекает, и капризы все прощает

(Путает их «мелкий бес»). Да, спасибо ДВС!

 

Ольга ГОНЧАРОВА,

экскурсовод Тярлевского краеведческого музея

 

Статья в  "Царскосельской газете".

Женские истории

Судьба актрисы: из тетради, найденной на чердаке

 

Об истории Тярлево и о людях, которые жили в нем, многое удается узнать от людей, живущих здесь на протяжении десятилетий. Одна из них – Людмила Ивановна Спиридонова, живущая в Тярлево с рождения. Благодаря ей мы многое узнали о прошлом поселка. И вот – очередная находка. Разбирая бумаги на чердаке сарая, Людмила Ивановна обнаружила потрепанную, пожелтевшую общую тетрадь. На ее обложке крупными буквами выведено: «Миропольская Н.П. Документы, сохранившиеся случайно во время блокады Л-да». Внутри было две фотографии, почтовые открытки, небольшие театральные афиши и программки, газетные вырезки с рецензиями на спектакли и великое множество стихов. И эти бумаги многое могут рассказать о Наталье Павловне Миропольской – актрисе, жившей в Тярлево на протяжении восьми лет, с 1933 по 1941 год.

 

Путь в актрисы

Наталья Миропольская родилась в Петербурге 7 марта 1876 года. Отца девочка не помнила: мать ее была вдовой и служила в редакции газеты, чтобы хоть как-то прокормить себя и дочь. Наталья с детства мечтала быть актрисой. Но возможности оплатить ее учебу у матери не было, и после окончания Мариинской гимназии девушка поступила на службу. В 1899 году вышла замуж за офицера царской армии Зелинского, в 1900 году у супругов появился на свет сын Виктор. Жизнь понемногу налаживалась и Миропольская решила осуществить мечту и поступила на драматические курсы. Училась она в классе актера и режиссера Александринского театра Юрия Озаровского, а после их окончания молодую актрису стали приглашать для участия в спектаклях.

Обилие театров, на сцену которых она выходила, поражаем воображение – двадцать! В Петербурге она играла в Михайловском театре, в Новом драматическом, в «Невском фарсе» и «Зимнем буфе»… Выступала в Полтаве, Симферополе, Ялте, Перми, Пскове, Керчи, Калуге и других городах. Вот лишь малая часть сыгранных ей ролей: Чуха («Петербургские трущобы» Крестовского), Тереза («Тереза Ракэн» Э. Золя), Анна Андреевна и Марья Антоновна («Ревизор» Гоголя), Графиня Жанна («Ванька-ключник» Сологуба), Ольга и Наташа («Три сестры» Чехова), Анна Каренина и Катюша Маслова в постановках по Толстому…

Критика была к ней благосклонна. Вот что писали о спектакле «Свадьба Кречинского»: «…в роли Лидочки выступила госпожа Миропольская, эта молодая артистка обладает благодарными внешними данными и, по-видимому, не лишена дарования». А вот рецензия на спектакль «Салтычиха», который прошел в Мотовилихе: «…что касается исполнителей, то необходимо отметить артистку Миропольскую (Салтычиха), которая прекрасно справилась со своей задачей и дала яркий образ того исступленного зверя, каким Салтычиха была в действительности».

 

После революции

Мирное течение жизни нарушила сначала Первая мировая война, за ней последовала революция. Муж Миропольской (офицер) и сын (выпускник Пажеского корпуса) были вынуждены эмигрировать на Дальний Восток, а Наталья Павловна осталась на родине, надолго потеряв с ними связь.

Она продолжила работать в театре, но в афишах и программках уже писали не «Госпожа Миропольская», а «Товарищ Миропольская». Теперь она исполняла возрастные роли – например, Марью Андреевну в «Ревизоре» Гоголя.

В 1930-е годы здоровье Натальи Павловны пошатнулось, и в 1933 году она по болезни вышла на пенсию с диагнозом «грудная жаба». Пенсию назначили в 156 рублей в месяц. Тогда она и поселилась в Тярлево.

В ту предвоенную пору в поселке, населенном в основном ингерманладскими финнами, была спокойной и размеренной, поселок был аккуратным, чистым, ухоженным, пользовался большой популярностью у дачников. Миропольская поселилась на Новой улице – там же, где жили и Спиридоновы. Видимо, в те годы она и подружилась с тетушкой Людмилы Ивановны – Ниной Ильиничной Прокофьевой, в девичестве Спиридоновой.

Миропольская подрабатывала перепечаткой текстов на пишущей машинке, работала в Павловском дворце-музее, а в 1940 году поступила в ателье, где занималась вязанием. А в 1941 году переехала в Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной, располагавшийся на улице Кирочной.

 

Жизнь в стихах

Если вы пришли на выставку неизвестного вам художника или взяли в руки сборник стихов незнакомого вам поэта, не спешите знакомиться с биографией творца –  вся его жизнь в его произведениях. И о жизни Наталии Павловны многое можно узнать из ее стихов – далеких от совершенства, но добрых и искренних. О том, каково приходилось жильцам Дома ветераны сцены в блокадном Ленинграде, она пишет во многих стихотворениях, посвященных работникам ДВС. Вот отрывок из одного из них, написанного в 1948 году ко дню рождения директору ДВС Андрея Андреевича Голубева:

…Мы помним дни суровые блокады

И наши вечера на кухне у чуть греющей плиты,

Когда на полке сплывал едва мерцающий огарок,

А мы казались призраками голода и темноты.

И вдруг «Египетских ночей»

Огни пред нами зажигали вы,

Вы Пушкина читали нам, «В сияющем чертоге».

Забыв о голоде, мы душу согревали

И ужасы войны к нам, зачарованным, тогда не проникали…

А вот еще одно поэтическое свидетельство военных дней. В то тяжелое время никто не сидел сложа руки, – все для фронта, все для победы! И бывшие актрисы шили одежду для бойцов Красной армии:

Я сегодня весь день торопилась, дошивала рубаху бойцу.

Да глаза что-то все застилало,

Как росинка, скользила, мешала.

И текло у меня по лицу….

После Победы Наталья Павловна продолжала жить в Доме ветеранов сцены. В это же послевоенное время мать и сын нашли друг друга: Виктор жил в столице Хорватии Загребе, а его дочери и внуки – в Германии. И летели из-за границы весточки: «Шлем тебе, дорогая мамочка, сердечные приветствия и поцелуй с острова Раба, где проводим отдых. По этой фотографии можешь себе представить здешний пейзаж с силуэтом старого городка. Целую. Виктор».

Виктор дважды приезжал к матери в Россию, один из приездов состоялся летом 1964 года. Миропольской тогда было 88 лет, ее сыну –  64. Наталья Павловна тосковала о сыне и внуках, мечтала встретиться с ними. Свою тоску и душевную боль она переплавила в слова и поверяла бумаге, мысленно навещая сына в Загребе.

 

Обломки прошлого

Свое пребывание в Доме ветеранов сцены Наталья Павловна не воспринимала как наказание или заточение. Для нее здание на Кирочной, окруженное парком, стало родным домом, и Наталья Павловна посвятила ему множество стихотворений, теплых и восторженных.

В ДВС часто приезжали певцы, артисты, чтецы, в том числе и «звезды» первой величины – такие, как Аркадий Райкин или Любовь Орлова; здесь дал свой последний концерт Александр Вертинский. Но, судя по творчеству Натальи Павловны, самое большое впечатление на жительниц Дома произвел на них чтец Ларионов. Миропольская написала о его выступлении стихотворение, с юмором описав в нем влюбленных в артиста старушек:

Ларионов чтец прекрасный –

Но для нас он гость опасный.

Ох, наделал ты нам бед – «черноокий сердцеед».

Он читал – старушки млели…

Ничего не проглядели…

Наталья Павловна была настоящей долгожительницей Дома ветеранов сцены, и, несмотря на солидный возраст, продолжала быть активной, оптимистичной, энергичной. Вот что писала ей администрация Дома ветеранов, поздравляя с 90-летием: «…счастливы приветствовать вас и от всей души поздравить с вашим девяностолетием. Вы живете в нашем доме уже 26 лет. Благодарим за то большое и деятельное участие, которое вы всегда принимали в работе, развитии и становлении общественной жизни… нашего Дома ветеранов сцены. 18.III.1966».

Наталья Павловна всем посвящала стихи, писала «поздравлялки». И вот такое «ответное» стихотворение она получила к празднику праздник 8 Марта:

Она у нас в числе старейших,

Очаровательных, милейших.

Жар творчества еще в ней не угас,

Она взлетает на Парнас

И шлет стихи в газету нашу,

В стихах зовет себя Наташей.

И это молодо и мило,

Наполнено душевной силой.

Наталья Павловна никогда не унывала и радовалась тому, что молодость можно вернуть во снах:

Мы «отыгравшие».

Так нас, любя, Татьяна Щепкина звала.

Безжалостная старость нас со сцены увела.

Но все ж порой случается опять

Нам роль свою любимую играть.

Где? В счастливом сне.

Дружба Натальи Павловны Миропольской и Нины Ильиничны Прокофьевой, завязавшись в предвоенные годы в Тярлево, продолжалась до конца жизни. Когда Людмила Ивановна Спиридонова училась в старших классах и ездила в гости к тетушке в Ленинград, они порой вместе навещали в Доме ветеранов сцены бывшую актрису. И девушка хорошо запомнила эту милую, приветливую и улыбчивую женщину.

Прошло время, тетушка заболела и переехала жить в Тярлево. Вероятно, вместе с другими вещами она привезла с собой и тетрадь со «случайно сохранившимися» документами Натальи Павловны. О взаимоотношениях подруг мы можем судить по надписи, оставленной Миропольской на обороте фотографии: «Не забывайте, милая Ниночка, «обломок прошлого», наши душевные беседы и милые встречи».

Ольга ГОНЧАРОВА,

экскурсовод Тярлевского краеведческого музея