Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru

Ателье

АТЕЛЬЕ

            Ателье пошива одежды – это особая статья жизни и быта советского народа. Постепенно уходили в прошлое времена, когда возвратившиеся с войны фронтовики продолжали носить военную форму, просто потому, что больше нечего было надеть, а женщины донашивали довоенные платья и пальто. Стало возможным достать материал – штапель, ситец, драп. А вот платья, пальто, мужские костюмы были в еще большем дефиците. Кстати, за время существования советской власти выпуск достойный, приличной одежды так и не был налажен. Редко кто из населения умел шить, а тем более на заказ

            И, вот, в Тярлево в 1961 году на Садовой улице под № __ было построено небольшое здание с колоннами. Его главный фасад смотрел на Павловский парк. В этом здании разместились сразу три точки сферы обслуживания: направо от салона располагалась сапожная мастерская, налево – парикмахерская, основную же часть здания занимало ателье верхней женской одежды 45/5. Набрали сотрудников и работа закипела.

            В начале ателье осуществляло индивидуальный пошив, то есть мастер брал заказ, выполнял его с начала и до конца и выдавал заказчику. Затем, когда при такой системе ателье перестало успевать выполнять заказы, была организована бригада из семи человек. Парикмахерская просуществовала недолго - всего 2 года. Там работала пожилая женщина тетя Паня – Прасковья Ивановна, она стригла в основном мужчин, поселок маленький и особо стричь было некого, тем более, что стрижка вошла в моду значительно позже. Парикмахерскую закрыли, а на этом месте разместили платяной цех – взяли двух работниц, чтобы шить платья, а также мастериц по пошиву брюк, она сама и кроила и шила, ее работа отличалась аккуратностью и тщательностью исполнения. Это была Никарева Нина Сергеевна, которая жила и сейчас живет в Тярлево на Железнодорожной улице. Платья шили Т.М. Тимошина и Н.Ходочек.

            Сапожная мастерская была более востребована. Сапожник дядя Петя исполнял свою работу исправно, работы хватало. Мастерскую закрыли только в 1975 году, а помещение приспособили под склад. Изначально а ателье не было водопровода и за водой ходили на колонку, под туалетом была выгребная яма. Позже подвели водопровод и устроили канализацию.

            В ателье была своя кочегарка, стоял котел и там, сменяясь, работали кочегары имена которых история не сохранила, да и стоило ли ? Ведь они не всегда исправно исполняли свои обязанности. Ателье отапливали углем.     

            Среди женского цветника были и мужчины – самый первый заведующий Виктор, который проработал совсем немного, утюжельщик Василий Петрович Победин. Он легко влился в дружный коллектив и ни капли не жалел, что пришел сюда работать из первоклассного ателье. Позже он уйдет на пенсию и эту тяжелую работу, требующую физической силы и сноровки будет выполнять Евгения.

            В октябре 1975 года известный краевед Константин Егорович Иванов посетил к тому времени уже популярное ателье. В Павловской газете «Вперед» в рубрике «Вести из поселков» появилась его статья «Работа сама себя хвалит» . Он изучил все тонкости производственного процесса, познакомился с сотрудниками и дал им яркие характеристики, поэтому я приведу отрывок из статьи ничего не меняя:

            «На «нулевом цикле» Т.Т. Кисилева – закройщица. Ей прежде всего обязаны мастера тем, что работа у них идет без переделок (к Кисилевой можно попасть только по записи, принимала по 2 заказа в день. Авт.) Раскроено и рассчитано все точно, предусмотрены все мелочи и оговорены с заказчиками. Но права и Татьяна Тихоновна полагая, что успех обеспечивает Полина Михайловна Смирнова. Она все видит, все замечает, вовремя даст полезный совет. Хорошо знает заказчика, внимательно следит за сроками. Поэтому недоразумения с заказчиками, которые бы вносили в работу спешку, нервозность, исключены. Никаких переделок или исправлений на ходу. «Одна рука в ладоши не бьет» - шутит Полина Михайловна – услышав лестный о себе отзыв. У Анны Денисовны Полоскиной, Надежды Георгиевны Покровской, Зинаиды Александровны Танковской и других мастеров, работающих в бригаде золотые руки. Они-то и решают дело. Мастера знают не только свою, но и смежные операции, вещь в целом. Не примут работу, не просмотрев внимательно то, что предыдущем мастером. Не только укажут на недостаток, но и помогут его устранить. Заменить способны любого мастера, даже закройщицу. Эти люди портными стали в 16-17 летнем возрасте. Производственный стаж 20 и более лет. У О.С. Борисовой – 38 лет. Самая молодая – Галя Решетнева. Она пришла в ателье два года назад со школьной скамьи. Шить училась в бригаде. Галя – председатель цехкома.

             Естественно, что ателье жило по советским законам и правилам, годы были разделены на пятилетки и на каждые пять лет назначался объем работ, который необходимо сделать. Но народ, движимый жаждой свершений, выполнял эти пятилетки досрочно. Шагая в ногу со временем мастер конфекциона М.Г. Осипова пятилетнее задание выполнила за три года и работала в счет десятой пятилетки (1976 – 1986) и, конечно же все участвовали в социалистическом соревновании . Ежеквартально подводились итоги и в этом, 1975 году за 2 квартал ателье было присуждено 3 место, а за 3 квартал – второе.

            Заказчик демонстрировал свое отношение к работе сотрудников ателье и, в основном, конечно, оценка была «отлично» Эти сведения отмечались на специальных бланках. Сделано в Тярлево – значит добротно, удобно и красиво. Заказчики приезжали из Ленинграда, Колпино, Павловска, Выборга из Тосненского и Гатчинского районов – так далеко распространялась добрая слава об ателье.

            Всего за время существования ателье его возглавляло пять заведующих. Первый, молодой человек, проработал около двух месяцев. Второй была жительница Пушкина Клавдия Григорьевна. Третья – Раиса Афанасьевна Смирнова, жительница Тярлево. Четвертая – Петербурженка Людмила Дмитриевна, и, наконец, пятая и последняя – Нина Васильевна Филипова, именно она взяла на работуприе6мщицей заказов Тярлевчанку А.Н. Филиппову, свою однофамилицу. Это было вызвано необходимостью, так как ателье к тому времени было буквально завалено заказами.

            В ателье работало много жительниц поселка Тярлево. Анна Денисовна Полоскина проработала в ателье 20 лет. Находясь в составе бригады она пришивала борта к пальто. Также жила в Тярлево Александра Николаевна Филипова которая работала приемщицей и трудилась в ателье в течении восьми лет.

            Интересна связанная с ателье судьба Гавриловой Нины Васильевны, которая поступила сразу после открытия ателье и уволилась, когда ателье закрыли, т.е. проработала здесь 29 лет. Нину взяли ученицей. Работала индивидуальной портнихой, пока у нее в 1964 году не родилась дочь, хотела уволиться, но Клавдия Григорьевна уговорила ее остаться здесь в качестве уборщицы с окладом в 25 рублей. Позже оформилась дворником – это еще 25 рублей. Нину Васильевну держали в резерве, она заменяла всех на любой операции, только не была бригадиром. Жила в Тярлево в Тярлевском переулке. Как же упоминалось выше, Нина Сергеевна Никарева тоже жила в Тярлево, после того как в 1976 году переехала жить к мужу Юрию Михайловичу Никареву. После свадьбы.

            В 1990 году ателье закрыли, сотрудников определили в другие ателье, это было не трудно, так как в 1975 году произошло объединение и управлять всей этой системой стала «Ленинградодежда». Перевели ателье в г. Павловск, кто – то перешел, а кто-то уволился. Сразу же после этого здание перешло в собственность частного лица, которое проживает в этом здании и сейчас. А домик с грустью смотрит в сторону Павловского парка, вспоминая о своей былой славе.

            Сохранилась фотография, где Нина Васильевна демонстрирует творение своих рук – пальто, надетое на себя. Ткань, из которого сшито пальто – дорогая по тем временам – пере6плетение шерстяных ниток. Воротник сделан из белой норки. За эту модель ей присвоили 3 разряд (всего разрядов 4) у бригадира пятый. Фото сделано в Пушкине, сдавала на разряд в 1961 году, работала как индивидуальная портниха но под присмотром Смирновой Раисы Афанасьевны. 

    

                                                                                                                                                                                                                                                                   Гончарова О.П. ноябрь 2018 г.