Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » О Тярлево » Павловский парк

Павловский парк

Павловский парк



Парк включает семь ландшафтных районов: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Парадное поле и Белая Берёза. Центром композиции парка является Павловский дворец. Украшением парка служат павильоны различного характера: классические (Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Холодная баня, Круглый зал, Розовый павильон); пасторальные (Молочня, Пиль-башня), мемориальные (Памятник родителям, Мавзолей супругу-благодетелю), а также мосты над Славянкой, мраморная и бронзовая скульптура. В создании парка, дворца и павильонов приняли участие архитекторы Чарлз КамеронВинченцо БреннаПьетро ГонзагоАндрей ВоронихинКарл РоссиАндрей Штакеншнейдер. Павловский дворцово-парковый ансамбль является объектом культурного наследия федерального значения.Павловский парк — пейзажный парк в составе Государственного музея-заповедника «Павловск». Расположен в долине реки Славянки в городе Павловске под Санкт-Петербургом, памятник русского классицизма конца XVIII — начала XIX веков с коллекциями русского, западноевропейского и античного искусства. Площадь парка составляет около 600 га.

 

Парк расположен на Приневской низменности, на склоне Балтийско-Ладожского уступа, в долине протекающей по его территории реки Славянки, с извилистым руслом и живописными холмистыми берегами. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — песчаникипескиглиныизвестняки — мощной толщей (свыше 200 метров) покрывают кристаллический фундамент, состоящий из гранитовгнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После таяния ледника возникло Литориновое море. 4 тысячи лет назад море отступило и образовалась долина реки Невы, в которую и впадает река Славянка. Долина сложена озёрно-ледниковыми и постледниковыми отложениями.

До основания парка эта территория была покрыта низинными болотами и хвойными лесами (сосновыми и еловыми) с примесью широколиственных пород. Преобладают поверхностно-подзолистые в сочетании с торфяно-подзолисто-глеевыми почвами. В результате интенсивной хозяйственной деятельности людей естественный ландшафт во многих районах парка уступил место культурному.

В 1978—1983 годах в парке насчитывалась 361 тысяча деревьев, представленных 54 видами: 16 видов елейсоснылиственницыпихты; по два вида берёзив и липдубывязыольха сераяосинырябинычерёмуха обыкновенная; 88 видов кустарников, из них преобладали акация жёлтая, спиреи, дёрен белый, ивы кустарниковые. При наблюдениях 1978 года был зарегистрирован 71 вид птиц, принадлежащих к 28 семействам и 9 отрядам. Из млекопитающих здесь обитают белкизайцы-белякиласкигорностаикротыбурозубкиежирыжие полёвки и ондатры; зимой в парк заходят лисицыкабаны и лоси. Из земноводных здесь можно увидеть травяную лягушкужабу обыкновенную; из рептилий — живородящую ящерицуНасекомые представлены 87 видами, относящимися к 46 семействам.

На месте современного Павловска ещё в XIII веке новгородцами была построена деревянная крепость, названная ими «Городок на Славянке»; эти земли входили в Водскую пятину Новгородской земли.

В середине XVIII века сразу за Царским Селом начинался хвойный лес, местами заболоченный, возле которого стояли деревни Линна (фин. linna — город, крепость, по находившейся рядом шведской крепости на месте теперешней улицы Работницы) и Сеппеля (фин. seppelae — кузница, на месте теперешних Оранжерей). В окрестностях деревень любила охотиться Екатерина II, наезжавшая сюда со свитой из Царского Села. Два деревянных домика с названиями «Крик» (сгорел во время оккупации) и «Крак» (разобран в 1929 году), выстроенные в лесу на берегах Славянки, служили для кратковременных остановок императрицы во время охоты. 12 декабря 1777 года 362 десятины (395,49 га) земли по берегам Славянки, с лесными угодьями, пашнями, двумя небольшими деревнями с крестьянами Екатерина II пожаловала своему сыну, будущему императору Павлу I для устройства загородной дачи. Этот день считается датой основания Павловского села[6].

Весной 1778 года здесь развернулись работы по обустройству загородной резиденции наследника престола: согнанные из окрестных деревень крестьяне и солдаты гарнизонных полков начали расчистку леса, прокладку просек и подготовку участков под строительство. К 1779 году были построены два небольших усадебных дома: для Павла Петровича — Паульлюст (нем. Paullust — Павлова утеха) и его супруги Марии Фёдоровны — Мариенталь (нем. Marientahl — Марьина долина). Около усадеб разбили небольшие садики с цветниками, от них проложили первые дорожки будущего парка[7]. Мария Фёдоровна стала душой этого строительства и организации сада; на первых порах он устраивался как парк её личных воспоминаний. Здесь соорудили несколько построек, напоминавших места детства Великой княгини в Монбельярском парке: хижину Пустынника, пастушескую хижину, молочню, ферму и другие. Настольной книгой для Марии Фёдоровны являлась поэма «Сады» Жака Делиля, известного теоретика садово-паркового искусства. Здания и парковые павильоны строили, подразумевая, «что местоположенье диктует зданью вид, размер и назначенье».

 

 

 

Однако скромные масштабы усадьбы вскоре перестали удовлетворять наследника престола, в связи с чем в 1780 году архитектору Ч. Камерону было поручено построить новый дворец. Он наметил основные районы парка, их планировку и расположение архитектурных сооружений. Прилегающие к будущему дворцу участки Камерон решил сделать в стиле близком к регулярным садам, тогда как остальным районам парка придал в основном пейзажный характер. На ведущей от нового дворца широкой просеке Камерон разбил Тройную липовую аллею, ставшую главным парадным въездом в дворцовую усадьбу: здесь проходили церемонии дворцовых выездов, встреч и приёмов посещавших Павловск знатных гостей. Камероном были сооружены Храм дружбы, колоннада Аполлона, Вольер, павильон Трёх граций и другие постройки, призванные стать композиционными центрами парковых пейзажей. В 1782—1786 годах Камерон возвёл новый просторный дворец, который заменил разобранный «Паульлюст»[6]. В 1787 году в центре парадного двора установили Солнечные часы — увенчанную шаром колонну, от которой падала тень на деления, соответствующие каждому часу. В конце XIX века их перенесли на новое место ближе к Вольеру (сейчас утрачены)[4]. Завершалась отделка Павловского дворца под руководством архитектора В. Бренны; он же расширил дворец, построив дополнительные корпуса. Во дворце начали проходить большие приёмы[5]. По проекту Бренны в парке соорудили Большие круги, Большую каменную лестницу, спускающуюся к реке Славянке, Пиль-башню, районы Старая Сильва и Новая Сильва[6].

 

 

В 1788 году Павел I, предпочитавший в качестве резиденции Гатчину, подарил село Павловское своей жене Марии Федоровне. После смерти императора Мария Фёдоровна переехала в Павловск; при ней дворец и парк достигли своего расцвета. В 1808—1809 годах французским архитектором Ж. Тома де Томоном в парке был сооружён мемориальный мавзолей «Супругу-Благодетелю», посвященный памяти Павла I. Итальянский архитектор П. Гонзаго создал в парке новые районы: Большую Звезду с Долиной прудов; в северной части парка, вдоль берегов реки Славянки — Красную долину; в восточной части — Белую берёзу. В результате к концу первой четверти XIX века на берегах Славянки сложился грандиозный по художественному единству дворцово-парковый ансамбль, созданный выдающимися зодчими, художниками, скульпторами[10]. Жизнь в Павловске была насыщена различными увеселениями и праздниками: здесь под звуки музыки устраивались пышные приёмы и встречи, проходили семейные вечера, давались обеды и ужины. В сооруженном в парке павильоне Молочня содержались голландские коровы и козы; Мария Фёдоровна в сопровождении фрейлин, одетых пастушками, несколько раз в неделю отправлялась туда доить коров. На окраине парка по её приказу соорудили ферму со скотным и птичьим дворами, вокруг которой на пастбищах и берегах Славянки паслись овечки. В 1807—1812 годах на окраине Белой берёзы архитектор А. Н. Воронихин соорудил Розовый павильон, окруженный кустами редчайших сортов роз; в честь окончания Отечественной войны 1812 года здесь были устроены праздничные торжества. После смерти в 1828 году вдовствующей императрицы Павловск перешёл к младшему брату императора Николая I великому князю Михаилу Павловичу.

После смерти вдовы Павла I Марии Фёдоровны, никаких значительных работ в Павловском парке не велось. Из-за отсутствия должного ухода во второй половине XIX и начале XX века парк приходил в запустение, а постройки постепенно разрушались.

В 1836 году между Павловском и Царским Селом для увеселительных бесплатных поездок проложили первую в России железную дорогу сначала на конной, а затем и на паровой тяге. Для приёма поездов прямо в парке, в районе Большой звезды, построили Павловский Воксал, а рядом с ним по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера соорудили курзал — зал для отдыха с концертным залом. 30 октября 1837 года первый поезд доставил пассажиров из Санкт-Петербурга в Царское Село. Торжественное открытие Музыкального курзала в Павловске с открытием движения состоялось 22 мая 1838 года. Со второй половины XIX века курзал стал местом музыкальных концертов с участием многих композиторов, дирижёров, певцов, инструменталистов; здесь дирижировал Иоганн Штраус (выступал около 10 лет), пел Фёдор Шаляпин, танцевала Матильда Кшесинская, выступали композиторы БортнянскийГлинкаБородинЛядовРубинштейнРимский-КорсаковЧайковскийЛистШуманГлазуновПрокофьев, виолончелист Сэрвэ, скрипачи Винявский и Изаи и многие другие. Рядом был построен театр, где летом обычно давались спектакли с участием лучших столичных артистов. Мероприятия в курзале и театре проходили вплоть до Великой Отечественной войны, когда здания были сожжены. Ныне на этом месте находится площадка для гуляний.

В 1849 году Павловск перешёл во владение ко второму сыну Николая I — Великому князю Константину Николаевичу. При нём была приведена в порядок обширная библиотека дворца, устроена Картинная галерея, где были собраны произведения живописи, а также организован музей древних произведений искусства. По повелению Константина Николаевича галерея и музей были ежедневно открыты для обозрения с весны до поздней осени. Перед дворцом, в центре Парадного плаца, в 1872 году был установлен Памятник Павлу I работы скульптора И. П. Витали.

После кончины Константина Николаевича в 1892 году Павловск перешёл во владение к его сыну Великому князю Константину Константиновичу. В 1914 году на бывшей театральной площадке по неосуществлённому проекту 1816 года архитектора К. И. Росси был сооружён павильон Беседка Росси. Константин Константинович умер в Павловске в своём кабинете 2 июня 1915 года и был отпет в дворцовой церкви. Следующим и последним хозяином дворца стал его старший сын князь Иоанн Константинович, который проживал здесь вместе с семьёй вплоть до ноября 1917 года.

С ноября 1917 года парк был разделён на арендные участки под коммунальные, железнодорожные нужды, нужды агрономического института. Участки леса отданы на вырубку, целые поля были отведены под огороды. После революции в районе Парадного поля, были погребены участники боёв под Павловском, на могиле сооружен памятник. В 1918 году дворец и парк были национализированы. Уже летом 1918 года в пригородные дворцы-музеи направляются организованные экскурсии трудящихся. В июне 1918 года открылся для посетителей дворец Павловска по 3 раза в неделю. Количество посетителей Павловского дворца росло, развивалась культурно-просветительская деятельность. В начале 1919 года в Павловском парке на базе Старо-Константиновского дворца организовали экскурсионную станцию с естественнонаучным уклоном, началась подготовка музейных инструкторов, дворец стал работать и в зимнее время (2—3 раза в неделю зимой и 5 раз в неделю в летний сезон). В 20-х годах по дворцу стали проводить первые тематические экскурсии на темы: «Павел в Павловске», «Тени прошлого во дворце», «Сказка дворца». В 1924—1926 годах С. В. Домбровский, работавший в должности хранителя и архитектора дворца и парка, занимался восстановлением и реставрацией построек. В 1924 году Павловский парк посетило 14 798 человек; Розовый павильон в летний период посетило 2 307 человек. Однако с 1926 года значительная часть коллекции была направлена в Государственный фонд для продажи иностранным коллекционерам. В итоге Павловский дворец лишился около 600 живописных работ, многих уникальных коллекций фарфора, старинной мебели, художественной бронзы и других предметов убранства. Некоторая часть музейных ценностей была передана Государственному Эрмитажу и другим музеям, где находится по сей день. Павловский парк начали использовать как место отдыха трудящихся. Для этого на летний сезон были организованы лодочная станция, зелёный пляж, открытая эстрада, тир, теннис, кегельбан, карусели, в парке расставлены гамаки и шезлонги; зимой — лыжная база, сани и другое. В концертном зале Розового павильона проводились встречи с поэтами, писателями, лекции; Пиль-башня использовалась как читальня; Холодную баню предполагалось использовать под души; в Вольере был устроен уголок живой природы для детей. Примерная посещаемость парка в 1934 году составила 500 тысяч посетителей.


С весны 1944 года начались работы по восстановлению Павловского дворца и парка. Таким образом, именно с Павловска началось возрождение пригородных дворцов-музеев и парков Ленинграда. С 1944 по 1978 годы работами руководила директор музея А. И. Зеленова. В 1946—1973 годах реставраторам под руководством Анатолия Трескина пришлось произвести поистине гигантскую работу. В Павловске была создана школа отечественной музейной реставрации. В 1957 году открыты для посетителей первые залы восстановленного Павловского дворца. В 1978 году Павловск стал первым возрождённым из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Ленинграда. Реставрационные работы идут до сих пор.Только перед войной на правительственном уровне принимается решение о создании музея, но уже летом 1941 года сотрудники музея занимаются спасением музейных коллекций. В начале июля двумя партиями в город Горький было отправлено 2314 музейных предметов, а в середине августа третья партия из 3168 предметов отправлена в город Сарапул в Удмуртии. После начала блокады Ленинграда в начале сентября ещё три партии из 2180 музейных предметов отправили в Исаакиевский собор Ленинграда. Параллельно с этим велись работы по укрытию и консервации: предметы интерьера и античная скульптура были скрыты в подвале, засыпаны песком и замурованы, парковая скульптура была захоронена в тайниках. Планы укрытия скульптуры были секретными. С 15 сентября 1941 года по 24 января 1944 года Павловск находился в зоне фашистской оккупации. Во время войны дворец и парк сильно пострадали. Фашисты разграбили все, что сотрудники музея не смогли вывезти или спрятать, разрушили павильоны, взорвали мосты, вырубили более 70 тысяч деревьев, а отступая, сожгли дворец (пожар продолжался 24—26 января 1944 года). В результате за годы войны из Павловского дворца-музея было утрачено 8715 из имевшихся 22 133 музейных предметов. В 1944 году, исполняющая обязанности директора музея А. И. Зеленова подавала рапорт: «Павловский парк сильно пострадал… имеются большие порубки, искажающие первоначальную планировку XVIII века. Часть парка, прилегающую ко дворцу со стороны города, можно считать совершенно погубленной. Разрушен Собственный Садик… сильно повреждены… Храм Аполлона, Храм Дружбы, Павильон Трёх Граций, Холодная баня, Вольер, Молочный домик… парк сильно обезображен… большими прорубками для топлива, блиндажей, бункеров и для завалов… лучшая часть парка занята гитлеровцами под кладбище».

В 1989 году Павловск был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (протокол ICOMO № 540—007 от 1990 г.). В 1990-х годах в парке были проведены значительные реставрационные работы: в 1996 году закончено восстановление сожженного в годы войны «Розового павильона», начатое ещё в конце 1970-х годов; в 1997—1999 годах проведена реставрация Павловского дворца, в результате которой были открыты для обозрения жилые комнаты императрицы Марии Федоровны и обновлена музейная экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века». В 2006—2007 годах проведены реставрационные работы в павильоне «Храм дружбы» и на прилегающей территории парка, включая чугунный мостик с рельефными вазами и ажурными решётками. В 2010 году отреставрировали Колоннаду Аполлона и обводнили каскад за счёт подземных вод; провели реставрацию террасы Собственного садика и мраморной скульптуры Больших кругов. В 2011 году после реставрации открыли для посетителей Хо­лод­ную баню и Пиль-­баш­ню; начали реставрацию Елизаветина павильона[22]. В дальнейшем планируется восстановить Музыкальный вокзал и Большие дворцовые оранжереи на правом берегу Славянки

На сегодняшний день более 42-х объектов парка находятся под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и архитектуры. Ежегодно Павловский парк посещают около полутора миллиона туристов.

 

 

 

 

Восстановление Павловского парка