Павловские вокзалы
Помимо действующего и ныне Павловского вокзала был другой — станция Павловск-1. Связана она с историей строительства первой железной дороги в России, которая строилась от Санкт-Петербурга до Павловска (закончено ее возведение в 1837 году).
Вокзал находился там, где начиналась улица Красных Зорь, у Чугунных ворот (вход в Павловский парк). Далее шла площадь со многими магазинами. Самым большим зданием было здание гастронома. (В настоящее время сохранилась одна постройка — кафе у Курзала). В конце площади, за гастрономом располагалась двухэтажная Слуцкая школа № 3. За школой был огромный 6-тонный металлический поворотный круг, который вращался. Был сделан 20-метровый мост с положенными шпалами и закрепленными рельсами. Въезжал паровоз, и эту махину рабочие разворачивали. Впоследствии вращение круга было переведено на паровую тягу. При этом раздавался оглушительный шум и свист повернувшегося паровоза. Его прицепляли к вагонам и поезд отправлялся в Санкт-Петербург.
Вся эта конструкция поворота паровоза была ограждена забором. У забора всегда стояло много извозчиков с лошадьми — развозили приезжающих дачников. В конце забора (круга) находилась багажная кладовая, которая примыкала к платформе и с которой отправлялись поезда.
Билетная касса находилась в большом здании вокзала, где был буфет и другая касса: в ней продавали билеты на концерты (в стоимость которого входил и железнодорожный билет), а также спектакли в Курзале. Курзал находился за остекленной стеной, где и был вход в концертный зал.
Вспоминается (тогда мы были школьниками), как нам приходилось ездить в Ленинград. Приходили на станцию Павловск-1 — и вдруг отменялся поезд на Ленинград, нужно было ждать еще час. Мы бежали по лужам через Павловский парк на станцию Павловск-2 и успевали на отправляющийся поезд в Ленинград. Да так, что вовремя успевали на экскурсию в музей...
Возвращаясь из Ленинграда, проезжали остановку Тярлево. Поезд въезжал а прорубленную просеку, как в дремучий лес. В вагонах становилось очень темно. Но вот миновали павильон Круглый зал — и вновь сияло солнце. Как известно, инженеру Ф. Герстнеру поручили все строительство железной дороги. Финансировало его Управление железной дороги в России. Оно же финансировало и строительство Курзала, который входил в комплекс вокзала. Еще строилось и здание театра (за водонапорной башней, своеобразная Мариинка в миниатюре).
Вокзал — станция Павловск-1 просуществовал до 1942 года. Он был разрушен и сожжен немцами в Великую Отечественную войну. Наше предложение — открыть мемориальную плиту в честь первой железной дороги в России, которая заканчивалась в Павловске. Установить мемориальную плиту можно на сохранившейся водонапорной башне (она наполняла водою паровозы). Основание башни осталось не разрушенным и сейчас входит в комплекс стадиона в Павловском парке...
ДРУГОЙ вокзал - станция Павловск-2. Он трижды перестраивался. Строился вокзал позже, чем станция Павловск-1. Правление железной дороги заказало бревна для строительства вокзала в Ливии: эти бревна — огнестойкие. Дело в том, что до этого были пожары в Курзале и на станции.
К постройке здания вокзала была сооружена крытая платформа с навесом от дождя. Южнее от вокзала, за водонапорной башней, был возведен перекидной мост над железной дорогой. Этот мост соединил Парковую улицу и Павловское шоссе (бывшую Маяковского). Ту сторону города назвали Павловск-2. В 50-х годах при электрификации железной дороги паровозы были заменены электричками. Вокзал решили разобрать хотя он просуществовал 99 лет. Но фундамент от вокзала сохранился и до настоящего времени.
Когда белые в 1919 году наступали на Павловск, в числе его защитников была Вера Слуцкая. При обстреле сгорел крытый навес над платформой у вокзала, а Вера Слуцкая погибла. В честь погибшей город Павловск переименовали в город Слуцк. Улицу Поляковскую также, назвали ее именем. Перекидной мост у вокзала в 1941 году (с напорной башней) был взорван по указанию Командования фронта Ушаковой, председателем Слуцкого горсовета... СТАРОЖИЛЫ города вспоминают, как в юности они ходили по воскресным дням слушать духовой оркестр в сад при Павловском Курзале. Идя с концерта, обратили внимание на станции Павловск-2 на "невиданный ранее странный электропоезд".
Было это в 1922 году, а на поезде приехал русский артист Ф. М. Шаляпин. Он выступал в тот вечер с прощальным концертом в Курзале перед отъездом за границу. Поезд состоял из трех и четырехосных зеленых пассажирских вагонов. На каждом из них была площадка, на которой под капотом, похожим на автомобильный, был установлен тяговый электродвигатель.
В вагоне — комфорт, зеркала, шелк, позолота, электрический свет... Поезд работал от аккумуляторных батарей, находившихся в двухосных вагонах товарного типа, прицепленных сзади пассажирских вагонов.
К концу вечера на вокзальную площадь выехали 30-40 извозчиков с артистами. Среди них был и Федор Иванович. Механики засуетились около электродвигателей, зажгли огни в загонах, сигналы. Мощный прожектор далеко осветил путь в сторону Петрограда. Артисты разместились в вагонах, раздался сигнал, и необычный поезд тронулся с места и быстро стал удаляться,..
Л. Смирнов,
довоенный житель г. Слуцка