Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » О Тярлево » Железная дорога » Вокзал Павловск-1

Вокзал Павловск-2

Павловские вокзалы

Помимо действующего и ныне Павловского вокзала был другой — станция Павловск-1. Свя­зана она с историей строительства первой железной дороги в России, которая строилась от Санкт-Пе­тербурга до Павловска (закончено ее возведение в 1837 году).

Вокзал находился там, где начиналась улица Красных Зорь, у Чугунных ворот (вход в Павлов­ский парк). Далее шла площадь со многими магазинами. Самым большим зданием было здание га­стронома. (В настоящее время сохранилась одна постройка — кафе у Курзала). В конце площа­ди, за гастрономом располагалась двухэтажная Слуцкая школа № 3. За школой был огромный 6-тонный металлический поворот­ный круг, который вращался. Был сделан 20-метровый мост с поло­женными шпалами и закреплен­ными рельсами. Въезжал паровоз, и эту махину рабочие разворачи­вали. Впоследствии вращение круга было переведено на паро­вую тягу. При этом раздавался ог­лушительный шум и свист повер­нувшегося паровоза. Его прицепляли к вагонам и поезд отправлялся в Санкт-Петербург.

Вся эта конструкция поворота паровоза была ограждена забо­ром. У забора всегда стояло мно­го извозчиков с лошадьми — раз­возили приезжающих дачников. В конце забора (круга) находилась багажная кладовая, которая при­мыкала к платформе и с которой отправлялись поезда.

Билетная касса находилась в большом здании вокзала, где был буфет и другая касса: в ней про­давали билеты на концерты (в сто­имость которого входил и желез­нодорожный билет), а также спектакли в Курзале. Курзал находил­ся за остекленной стеной, где и был вход в концертный зал.

Вспоминается (тогда мы были школьниками), как нам приходи­лось ездить в Ленинград. Прихо­дили на станцию Павловск-1 — и вдруг отменялся поезд на Ленин­град, нужно было ждать еще час. Мы бежали по лужам через Пав­ловский парк на станцию Павловск-2 и успевали на отправля­ющийся поезд в Ленинград. Да так, что вовремя успевали на экс­курсию в музей...

Возвращаясь из Ленинграда, проезжали остановку Тярлево. Поезд въезжал а прорубленную просеку, как в дремучий лес. В вагонах становилось очень темно. Но вот миновали павильон Круг­лый зал — и вновь сияло солнце. Как  известно,  инженеру Ф. Герстнеру поручили все строи­тельство железной дороги. Финан­сировало его Управление желез­ной дороги в России. Оно же финансировало и строительство Кур­зала, который входил в комплекс вокзала. Еще строилось и здание театра (за водонапорной башней, своеобразная Мариинка в мини­атюре).

Вокзал — станция Павловск-1 просуществовал до 1942 года. Он был разрушен и сожжен немцами в Великую Отечественную войну. Наше предложение — открыть ме­мориальную плиту в честь первой железной дороги в России, кото­рая заканчивалась в Павловске. Установить мемориальную плиту можно на сохранившейся водонапорной башне (она наполняла во­дою паровозы). Основание башни осталось не разрушенным и сей­час входит в комплекс стадиона в Павловском парке...

ДРУГОЙ вокзал - станция Павловск-2. Он трижды перестра­ивался. Строился вокзал позже, чем станция Павловск-1. Правле­ние железной дороги заказало бревна для строительства вокза­ла в Ливии: эти бревна — огнестой­кие. Дело в том, что до этого были пожары в Курзале и на станции.

К постройке здания вокзала была сооружена крытая платфор­ма с навесом от дождя. Южнее от вокзала, за водонапорной баш­ней, был возведен перекидной мост над железной дорогой. Этот мост соединил Парковую улицу и Павловское шоссе (бывшую Мая­ковского). Ту сторону города на­звали Павловск-2. В 50-х годах при электрификации железной дороги паровозы были заменены электричками. Вокзал решили разобрать хотя он просуществовал 99 лет. Но фундамент от вокзала сохранился и до настоящего вре­мени.

Когда белые в 1919 году насту­пали на Павловск, в числе его за­щитников была Вера Слуцкая. При обстреле сгорел крытый навес над платформой у вокзала, а Вера Слуцкая погибла. В честь погиб­шей город Павловск переимено­вали в город Слуцк. Улицу Поляковскую также, назвали ее име­нем. Перекидной мост у вокзала в 1941 году (с напорной башней) был взорван по указанию Командования фронта Ушаковой, пред­седателем Слуцкого горсовета... СТАРОЖИЛЫ города вспоми­нают, как в юности они ходили по воскресным дням слушать духо­вой оркестр в сад при Павловском Курзале. Идя с концерта, обрати­ли внимание на станции Пав­ловск-2 на "невиданный ранее странный электропоезд".

Было это в 1922 году, а на по­езде приехал русский артист Ф. М. Шаляпин. Он выступал в тот вечер с прощальным концертом в Кур­зале перед отъездом за границу. Поезд состоял из трех и четы­рехосных зеленых пассажирских вагонов. На каждом из них была площадка, на которой под капо­том, похожим на автомобильный, был установлен тяговый электро­двигатель.

В вагоне — комфорт, зеркала, шелк, позолота, электрический свет... Поезд работал от аккуму­ляторных батарей, находившихся в двухосных вагонах товарного типа, прицепленных сзади пасса­жирских вагонов.

К концу вечера на вокзальную площадь выехали 30-40 извозчи­ков с артистами. Среди них был и Федор Иванович. Механики засу­етились около электродвигателей, зажгли огни в загонах, сигналы. Мощный прожектор далеко осве­тил путь в сторону Петрограда. Артисты разместились в вагонах, раздался сигнал, и необычный поезд тронулся с места и быстро стал удаляться,..

Л. Смирнов,

довоенный житель г. Слуцка