Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » Жители » Жители Тярлево » Муравьев Василий Николаевич(Серафим Вырицкий).

Муравьев Василий Николаевич(Серафим Вырицкий).

Серафим Вырицкий

  1. Детство

В метрической книге церкви села Спасское на Ухре Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1866 г. под № 20 имеется запись о рождении: имя родившегося – Василий (в честь преподобного Василия Нового, исповедника), дата рождения – 31 марта (по новому стилю – 13 апреля) дата крещения – 1 апреля (14 апреля),  родители – Арефинской волости деревни Вахрамеево крестьянин Николай Иванович Муравьев и законная жена его ХионияАлимпьевна, оба православного вероисповедания. Восприемники – Арефинской волости деревни Вахрамеево крестьянин Егор Акимович и крестьянская девица Александра Егоровна.

В деревне Вахрамеево, где родился и провел босоногое детство Василий, было всего 25 дворов, муравьевский дом стоял на окраине, и поэтому странники и паломники стучались именно в этот дом, где находили тепло, приют и пищу. В деревне находилась деревянная часовенка – место первых детских молитв Василия.

Места здесь на редкость красивые: необъятные просторы, березовые рощи, тенистые дубравы, заливные луга с травами шелковыми.  Такая природа необычайной красоты тоже воспитывала и формировала детскую душу. Но главным было то, что это был намоленный край. Здесь в округе существовало множество обителей – как древних, так и совсем молодых, как например знаменитый Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь в 90 верстах от Рыбинска, который возник в год рождения будущего преподобного – 1866.

Родители мальчика были истинно верующими людьми. Нередко семья совершала паломнические поездки по святым местам – храмам и монастырям. С особой радостью они посещали Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, там в Гефсиманском скиту подвизался знаменитый старец, молитвенник, к которому устремлялись верующие со всей России.

Поскольку в деревеньке Вахрамеево была лишь часовня, вся основная церковная жизнь проходила в большом селе Спасское на Ухре, в шести верстах от деревни, в храме во имя Преображения Господня, где в детстве Вася Муравьев прислуживал в алтаре. Так с юных лет Василий приобщился к высшим ценностям. Господь даровал мальчику редкие способности: сообразительность, усердие, усидчивость, терпение, настойчивость в достижении цели и невероятную память. Василий в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту и начальную математику. Зачитывался книгами о житии святых, восхищался жизнью пустынных отшельников, рос трудолюбивым и сердечным по отношению к ближним. С девятилетнего возраста постился вместе с родителями, посещал храм, исповедовался и причащался.

У Василия было две сестренки: Елизавета (р. 1871) и Евдокия (р. 1875). Обе умерли, не прожив и года. Вскоре семью постиг еще один удар – 5 сентября 1876 г. скончался от чахотки отец Василия. Ему было всего 38 лет (р. 1 мая 1837 г.). Так неожиданно и сразу кончилось детство у десятилетнего мальчика, и он стал единственной надеждой и опорой для убитой горем матери. Односельчанин, работавший в одной из лавок Гостиного двора в Санкт-Петербурге старшим приказчиком, пригласил Василия в город на заработки. Мать со слезами благословила сына на поездку иконой Богородицы, и Василий покинул родную деревню.

Направимся и мы с вами в Петербург, но прежде заглянем в родные места Преподобного. Еще в 1960-е гг. в период кампании по укрупнению сел и деревень его деревня Вахрамеево была расселена и перестала существовать. Часовенка – место первых молитв Василия –еще в советское время была перевезена в деревню Локтево, затем в Афремово, где устроили в ней продовольственный магазин. Ныне часовня без главки с крестом стоит пустующая.

Храм Преображения Господня в Спасском на Ухре был закрыт в 1938 г., сейчас стоит полуразрушенный. В этом храме крестились, венчались и были отпеты предки Василия Муравьева – отец Николай, дед Иван и прадед Василий. В 2000 г. на месте рухнувшего алтаря церкви Преображения Господня протоиереем Дмитрием, настоятелем храма Иверской иконы Божьей Матери г. Рыбинска был поставлен памятный крест с подписью: «В сем храме принял святое крещение 1/14 апр. 1866 г. Преподобный Серафим Вырицкий». Так была отмечена канонизация святого в его родных краях.  Вокруг церкви сохранилось приходское кладбище, там находится крест с распятием и могильный камень, а раньше там были три могилы – отца и сестер Василия. На кресте с распятием написано– Муравьевы.

 

2. Санкт-Петербург

 

Василий прибыл поездом из Рыбинска на Николаевский вокзал и с помощью земляка получил работу рассыльного–«мальчика на побегушках»– в одной из лавок Гостиного двора. Выполнял различные поручения хозяина и оказывал мелкие услуги клиентам. С первых же шагов Василий проявил усердие, исполнительность и старание. Почти все жалование Вася отсылал на родину больной матери.

Ярославцы, славившиеся высокой грамотностью и исключительными деловыми качествами, занимали особое положение в столичном торговом мире. К середине 19 в. им принадлежало около 40 % предприятий торговли и обслуживания, а среди иногородних торговцевдоля представителей Ярославской губернии составляла до 90 %.

Московский журналист середины 19 в. В. Толбин в очерке о купцах-ярославцах дал им такую характеристику: «…Какое бы поприще ни избрал себе ярославец, чем бы он ни занимался, всегда найдете вы разницу между им и прочими обитателями пятидесяти двух губерний. Это народ смирный, трудолюбивый и в трезвом состоянии все переносящий со стоическим хладнокровием, особливо когда дело касается личных выгод. Среди них ‒московские купцы Алексеевы, из которых происходил знаменитый режиссер К.С. Станиславский, петербургские купцы Дурдины, Елисеевы и др. Как правило, земляки-ярославцы поддерживали друг друга, помогали найти работу и обустроиться на первых порах.  Васе всегда было у кого просить совета и помощи.

Юный отрок принимает твердое решение уйти в монастырь. В тот день в Александро-Невской Лавре игумен отсутствовал. К Васе вышел старец-схимник, который в ответ на просьбу юноши вступить в число братии ответил, что его время ещё не пришло и ему до поры нужно оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью. Позже старец Варнава (Меркулов) из Гефсиманского скита, который стал духовным отцом нашего героя, подтвердил это благословение. Вся последующая жизнь Василия Муравьева стала исполнением завета старцев.

 

В 16 лет Василий был назначен на должность приказчика, а через год – на должность старшего приказчика, это правая рука хозяина. Редчайший случай в деловом мире, когда 17-летний молодой человек в невероятно короткий срок делает карьеру. В этой должности он был 10 лет.

В 1889 г. Василий женится. 27августа состоялась венчание в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери г. Рыбинска по благословению его духовного отца Варнавы. Женой его стала Ольга Ивановна Нетронина, ее Василий знал еще с отроческих лет. Она родилась в благочестивой крестьянской семье Ивана Григорьевича и законной жены его Анны Тихоновны Нетрониных в деревне ХариноАрефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Иван Григорьевич занимался купеческим промыслом и был видным предпринимателем.

В 1892 г. Василий Николаевич Муравьев открывает собственное дело по продаже меха и меховых изделий. Торговля мехами значительно отличалась от других отраслей русской торговли целым рядом своеобразных особенностей: обилие посредников, условия хранения и сортировки товара и характер спроса создал рынок непохожий на другие. Залежавшийся недешевый товар мог подвергнуться порче или выйти из моды. Многое зависело от качества выделки и окраски, правильной сортировки. Количество пушных зверей на территории России достигало 60 наименований. Имелись подвиды, только у соболей их было 30. Василий Николаевич числился купцом 2 гильдии в Апраксином дворе(Большая линия № 110, затем № 350). 

В это же время молодая семья поселилась на углу Большого и Малого Казачьих переулков в доме № 7 по Большому, в этом доме родился первенец – сын Николай. Дом сохранился до наших дней потому, что в нем был устроен музей Ленина. Дело в том, что Муравьевы и Ленин жили в этом доме в одно и то же время и, возможно, были знакомы.

Второй адрес семьи Муравьевых – скромная квартира по адресу Гороховая, 65. Там они жили с 1896 по 1905 г. В этом доме у супругов родилась дочь Ольга и, не дожив до года, умерла. После этого супруги по обоюдному согласию и по благословению отца Варнавы стали жить как брат с сестрой.

Все знавшие супругов в деловых кругах России и за границей отмечали красоту Ольги Ивановны, ее необычайное обаяние, живой цепкий ум и сильный решительный характер, что позволяло ей в отсутствие мужа в Петербурге успешно руководить предприятием и быть надежной и знающей помощницей мужа во всех его начинаниях.

В 1895 г. Василий Николаевич становится действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России под председательством Г. Г. Елисеева. Общество было основано в 1889 г. При нем действовали высшие коммерческие курсы, которые по объему и уровню преподаваемых предметов относились к типу высших учебных заведений и давали очень хорошее образование. Срок обучения – 2 года, занятия – вечерами. Василий Николаевич был в числе первых выпускников этого учебного заведения. Ему пришлось много трудиться над своим образованием, манерами, кругозором и приобретать соответствующие столице обхождение и знания.

Его дела идут в гору. В 1905 г. он стал действительным членом Ярославского благотворительного общества, одного из крупнейших в России. Постоянным участником общества был протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) и многие другие известные люди.

Как только предприятие стало приносить доход, Василий Николаевич начал выделять значительные средства на благотворительные нужды для храмов, монастырей. За свои богоугодные дела он был представлен Священным Синодом к награде.

К 1910 г. Василий Николаевич становится одним из самых богатых купцов столицы. Его меха продаются не только в Петербурге и в городах России, но и заграницей: в Англии, Франции, Австро-Венгрии, Германии, Дании. В это время Муравьевы переселяются в более богатую квартиру рядом с Апраксиным двором. В доме № 20 по Апраксину переулку, где семья проживали с 1905 по 1917 г., был открыт еще один магазин. Василий Николаевич старался зарабатывать как можно больше не для личного обогащения (семья жила скромно), а чтобы было что жертвовать.

До 1914 г. супруги Муравьевы числились крестьянами Ярославской губернии, имевшими вид на жительство в столице и занимавшиеся там купеческим промыслом по сословному свидетельству 2 гильдии. В 1915 г. они получают статус постоянных жителей города, и Василий Николаевич становится действительным Петроградской 2-й гильдии купцом. 2-я  купеческая гильдия отличалась от 1-й размером заявленного капитала, но состоять в ней было не менее почетно.

В заключении хочется привести известный эпизод из столичной жизни будущего преподобного. В квартиру Муравьевых забрался вор, собрал все ценное в скатерть и завязал узлом. По выходе из дома узел развязался, все посыпалось, а тут и хозяин домой вернулся. Он помог вору все собрать, завязать и взвалить на плечи. Муравьев объяснил этот поступок так: снял грех воровства, ведь получилось, что он все бывшее украденным вору подарил.

 

 

3. Тярлево

Четырнадцать лет, проведенных в Тярлево, явились для Василия Николаевича Муравьева ключевыми. В это время он не принимал решение идти или не идти в монастырь – это решение было принято еще в отрочестве. Вопрос состоял в том, когда это сделать. Здесь, в особняке на Большой улице, вдали от бурлящего революционного Петербурга оформилось и определилось решение: время пришло. Уйти в монастырь ‒ дело несложное, но у Василия Николаевича были магазины во всех крупных городах России и Европы. Его связывали множественные нити обязательств перед сотрудниками, друзьями, родными. После революции 1917 г. Муравьевы лишились своего торгового дела, и оставаться в столице было не только опасно, но и незачем. Появилась возможность читать духовную литературу и много времени отдавать молитве.

В Тярлево он попал благодаря своему единственному сыну Николаю. Когда тому исполнилось девять лет, стал вопрос о его образовании. Вращаясь в высших кругах общества, Василий Николаевич был в курсетого, какое учебное заведение считалось лучшим – это Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Там вели занятия лучшие педагоги. В январе 1904 г. Николай Муравьев был зачислен в гимназию. Василий Николаевич не был бы самим собой, если бы тут же не стал членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Императорской Царскосельской гимназии.

В 1905 г. произошла русская революция, волнения охватили страну. В Царском Селе был создан забастовочный комитет, состоявший в основном из воспитанников гимназии. Директор гимназии и поэт И. Ф. Анненский защищал своих питомцев, за что был уволен. Пансион закрыт и ученики вынуждены были после уроков возвращаться домой. Среди этих учеников был и сын Василия Николаевича Муравьева. Возникла необходимость иметь жилье где-то рядом с гимназией. И ничего удивительного нет в том, что выбор пал на Тярлево. Тишина и архаичность деревенского захолустья, утопающие в зелени садов домики с одной стороны, а также близость столицы и возможность быстро добраться до нее с другой стороны создавали удобное и приятное место для проживания, кроме того ‒ рядом Павловский парк и Царское Село.

И вот в 1906 г. Василий Николаевич покупает в Тярлеве дом с участком. Рядом находилась железнодорожная станция «Тярлево», протекал извилистый живописный Гуммолосаровский ручей.Дом под № 3 находился на главной и старейшей улице поселка – Большой. Участок был обустроен с большим вкусом и любовью, на нем находились все необходимые службы, пчельник, ледник, много места занимал фруктовый сад. Рядом с домом была шестигранная украшенная резьбойбеседка со шпилем и скамеечками по периметру. Ее окружали кусты сирени, которая пышно разрослась и в весеннюю пору особенно радовала глаз. Дом был деревянный двухэтажный в стиле модерн о десяти комнатах с кабинетом-верандой. Дом венчала башенка со шпилем, благодаря которой он имел красивый силуэт. Фасады былиобильнопокрыты затейливой резьбой. Внутри были изразцовые печи, камины, а главное – водопровод. Жить здесь можно было и летом, и зимой. Чтобы руководить своими торговыми делами совсем не обязательно ездить в Петербург – в доме был телефон. Василий Николаевич купил лошадку, чтобы кататься по Павловскому парку. Примыкающий к Тярлеву район Большой звезды имел длинные аллеи и не имел парковых затей, то есть, специально был создан для конных прогулок.

Как впоследствии вспоминала супруга Василия Николаевича, Ольга Ивановна, (в монашестве Христина, в схиме Серафима) в этом доме неоднократно бывал в гостях последний император Николай II. В 1914 г. в Тярлево был построен к торжествам 300-летия дома Романовых храм-памятник во имя Преображения Господня. Царская семья принимала активное участие в его судьбе. Великий князь Константин Константинович (поэт К. Р.) пожертвовал 600 га парковой земли, его сыновья Игорь и Константин руководили строительством.  Николай II подарил храму несколько древних икон Афонского письма, а его супруга – 500 рублей. Император приезжал сюда узнать, как идут дела постройки храма и, естественно, заходил в гости к Василию Николаевичу Муравьеву.

Интересно, что нет никаких свидетельств и сведений о том, как Муравьевы молились в тярлевском храме и жертвовали на него. Все исследователи жизни Серафима Вырицкого пишут так: «ну конечно же», «естественно, что», «не мог не». Я тоже не могу ничего к этим предположениям прибавить. Ну конечно же, он не мог не жертвовать на храм и не мог в нем не молиться. Хотя о других пожертвованиях имеются конкретные сведения. 

После того, как сын Василия Николаевича лишился пансиона в Царском Селе, он стал жить здесь, в Тярлево, с родителями и продолжал учиться в Николаевской Царскосельской гимназии. После окончания этого учебного заведения в 1914 г. он поступает в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Начинается Первая Мировая война. Через год Николай уходит из университета.

Василий Николаевич души не чаял в своем единственном сыне, хотел обеспечить ему блестящее будущее, воспитывал его в православной вере. Да что-то, видно, не так пошло: сын выбрал свой путь, свои ценности. Он увлекается католическим учением и принимает католическую веру. Для отца это стало большой скорбью. Католицизм не стал для Николая тем стержнем, который не дает пропасть в любых жизненных ситуациях. Николай пытается найти утешение и стабильность в браке. В 1917 г. он женится на 17-летней мещанке Евгении Ивановне Любарской родом из Москвы. Вскоре у них родилась дочь Маргарита, а через 4 года брак распался. В 1922 г. Николай женился на артистке эстрады Марии Николаевне Кузьминой, она была моложе его на семь лет. Через год у них родилась дочь Ольга. В 1925 г. они расстались.

В 1925 г. Николай женился в третий раз ‒ на Антонине Александровне Горностаевой. Она родила ему сына Александра.

В 1935 г.Николай Муравьев познакомился с Анной Александровной Барановой и фактически стал ее мужем. Она была моложе его на 24 года. В 1938 г. у них родился сын Эрмингельд. Брак не был оформлен, так как не было развода с предыдущей женой. 

Некоторое время Николай служил в Красной Армии, сменил много профессий. Нестабильно было и в личной жизни, и в стране. Начинался период репрессий.

Первый арест состоялся 26 сентября 1924 г. по сфабрикованному обвинению, а последний – 22 января 1941 года, перед ним были еще. За дружбу с французским ксендзом К. Флораном Николая объявили французским шпионом ну и, конечно же, – контрреволюционная деятельность. 4 сентября  1941 г.он был расстрелян в Свердловске – пострадал безвинно. Место егоозахоронения неизвестно.

В особняке на Большой улице Тярлева прожила первые три года своей жизни внучка преподобного – Маргарита (р. 1917). В 1920 г. Василий Николаевич и Ивановна, ее бабушка и дедушка, ушли в монастырь. По благословлению настоятельницы монастыря Воскресенского Новодевичьего игуменьи Феофании (Рентель) бабушка взяла трехлетнюю Маргариту с собой в монастырь. Они часто посещали дедушку в Александро-Невской Лавре, поначалу Маргарита подолгу жила вегокелии, а позже, вплоть до 1930 г.,‒ постоянно. Отец Серафим говорил: «Маргариточка, я ведь схимник – мертвец для мира – а так люблю тебя. Это большой грех». Летом 1930 г. матушка Христина и 13-летняя Маргарита переехали в Вырицу, чтобы ухаживать за болящим отцом Серафимом. В течении 19 лет до кончины бабушки и дедушки внучка была рядом с ними. Вела хозяйство, прибирала в доме, помогла в приеме многочисленныхпосетителей. Маргарита, как и дедушка, обладала феноменальной памятью, она очень много помнила о жизни преподобного. Остается только пожалеть, что она была слишком мала в период жизни в Тярлево и, естественно,ничего не могла помнить.

Итак, 1920 год, хозяева покидают дом и дарят его семье потомственного священника НиколаяСыренского. Сохранилась фотография обитателей дома, снятая в саду. На обороте фотографии подпись: «Июль 1935 года.» Перед кустами сирени у открытого окна за столом, покрытым белоснежной скатертью,  слеванаправо – дочь священника Евгения Барская с сыном Михаилом, сын Николай, артист БДТ, сын Борис, сам протоиерей Николай Александрович Сыренский, сын Георгий, супруга Татьяна Васильевна Сыренская.

Вторую половину этого дома занимала семья Сергия АлександровичаЧервяковского ‒ протоиерея, прибывшего в Тярлево в 1923 г., настоятеля тярлевской Спасо-Преображенской церкви.

В ночь на 1 сентября 1937 г. арестовали Сергия Червяковского. В черныйворонок он поднялся пятым, а потом привели и его соседа по дому – священника Николая Сыренского. Вскоре они были расстреляны по одной и той же статье: «Участие в антисоветской контрреволюционной группировке». Реабилитированы посмертно.

Есть сведения, что в этом доме жил купец Исайя Кожанов.

И вот что удивительно: дом пережил Гражданскую войну, коллективизацию, во время Великой Отечественной войны неподалеку от Тярлева шли ожесточенные бои и почти весь поселок был разрушен, а он каким-то чудом уцелел. После войны сюда не вернулись довоенные жильцы, и пустующий дом был разграблен. Исчезли добротные полы, двери, окна, изразцовые печи, камины, фарфоровые раковины. Потом дом подлатали и в нем еще жили. Но в советское время отрицания бога и порицания «богатеев» ни дом, ни рядом стоящая беседка для властей не представляли ценности – они ветшали, а в 1970-е годы и вовсе были снесены, а на их месте была устроенаспортивная площадка вновь построенного ПТУ.

Впервые серьезно стал заниматься тярлевскимпериодом жизни преподобного протоиерей Александр Покрамович. В 1998 г. поврежденный и оскверненный тярлевскийхрамСпасо-Преображения по хлопотам В.С. Червяковского, сына одного из последних священников этого храма, расстрелянного в 1937 г., был передан верующим. Позже здесь стал служить А. Покрамович, он и восстановил эту церковь с нуля. Параллельно с восстановлением он занимался сбором сведений об истории храма, а также о пребывании в Тярлево В. Н. Муравьева. Был создан сайт и выпущена книга о Тярлевском храме, там можно также найти сведения и о будущем Преподобном старце. И, самое главное, в 2005 г. был установлен поклонный крест, посвященный Серафиму Вырицкому. В то время на бывшем участке его дома была расположена спортивная площадка действующего местного ПТУ, крест пришлось поставить за ее оградой, рядом с местом, где стоял дом. Дважды в год здесь совершаются молебны: 3 апреля в день памяти Преподобного и 14 августа, с водосвятием – в День установки креста.

Узнав, что здесь этим интересуются, последние жители дома Муравьева передали в храм фотографию этого дома. Именно она фигурирует во всех публикациях о пребывании в Тярлево будущего Преподобного Серафима Вырицкого.

В 2013 г. был создан Тярлевский краеведческий музей. Поиски сведений о пребывании в Тярлеве В. Н. Муравьева стали продолжаться. Сотрудникам музея О. И. Морозовой и О. П. Гончаровой удалось найти и выкупить из архива несколько фотографий дома, который фигурировал в каталоге как «дом в Тярлево». Путем сопоставлениядеталей выяснили, что это и есть муравьевский дом, и фотографии сделаны перед его сносом в 1971 г. Тогда он уже был нежилым и обветшавшим. Что касается легендарной беседки с не менее легендарной серафимовской сиренью, то ее фото вообще не было. Но недавно такая фотография обнаружена: беседка отчетливо видна, стоящая на возвышении, заросшая сиренью, а у забора-штакетника на откосе уютно расположились 230 жителей поселка, вот такое общее фото на фоне беседки.

В 1939 г. церковь Преображения Господня в Тярлево была закрыта и верующим пришлось ездить молиться в другие места, в том числе и в Вырицу, в храм во имя иконы Казанской Божьей Матери. Там искали помощи и утешения у Преподобного Серафима Вырицкого, а после его смерти в 1949 г. ездили на его могилку с простым деревянным крестом. В годы богоборчества все, что было связано с религией, скрывалось и замалчивалось, но верующие знали, что сирень у беседки – «серафимовская». И когда беседку стали сносить, местная жительница Валентина Павловна Иванова успела взять буквально из-под экскаватора два отростка куста ‒ белый и сиреневый. Эти разросшиеся кусты и сейчас цветут повесне на Новой улице у дома № 18.

 

4. Александро-Невская лавра

 

30 августа 1920 г., на праздник святого Александра Невского лаврой было получено пожертвование ‒ 25 тысяч рублей в золотой монете. Пожертвование было сделано Василием Николаевичем Муравьевым.  С этой суммой он смог бы за границей жить безбедно, но Василий Николаевич не мыслил жизни без родины, тем более что он знал и чувствовал, что его родину ждут серьезные испытания и потрясения.

1/14 сентября 1920 г.Василий Николаевич Муравьев был принят в число послушников лавры, и ему было назначено послушание пономаря. 16/19 октября в церкви Святого Духа был совершен постригв монашествопослушника лавры В. Муравьева с наречением ему имени Варнава(в переводе – сын утешения). Новое имя он принял в честь святого апостола Варнавы и в благоговейную память о своем духовном отце. Тогда же была пострижена в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина.

Вскоре брата Варнаву рукополагают в иеродиаконы и возлагают на него многотрудное послушание исполняющего обязанности заведующего кладбищенской конторой. Провожать почивших, преподавая им церковное напутствие, утешать родных и близких погибших – это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим. Эту должность он исполнял один год, после этого 11 сентября 1921 г.отца Варнавувозвели в сан иеромонаха и дали новое послушание – исполнять должность главного свечникалавры, и здесь ему в полной мере пригодились прежние коммерческие знания. В это время отец Варнава досконально изучает творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина. Очевидно, чувствуя, что грядут перемены, он решает навестить свою болящую мать – шел 1922 год. Он испрашивает отпуск с 1 по 14 июля (ст. стиля) и уезжает на родину. Точная дата кончины его матери ХионииАлимпьевны не установлена.

Вскоре отцу Варнавепоручают еще более сложное и ответственное послушание –  его выбрали казначеем лавры. А хозяйство было немалое – 14 церквей, библиотека, музей, тризнаменитые кладбища, художественные и производственные мастерские, свечной завод, хлебопекарня, теплицы, баня.

Великая схима – это высшая степень монашества. Точная дата принятия отцомВарнавой (Муравьевым) великого ангельского образа не установлена. Это произошло на рубеже 1926‒1927 годов. При постриге в великую схиму он был наречен именем Серафим в честь святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отецВарнава. Имя Серафим означает «пламенный». Вскоре произошло общее собрание братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. На этом собрании иеросхимонах Серафим (Муравьев) был избран духовным руководителем и членом Духовного собора лавры. Это было пятое послушание, которое отец Серафим исполнял три года.

И вот опять, благодаря своим незаурядным способностям, Василию Муравьеву удалось за несколько лет пройти путь от послушника-пономаря до духовного руководителя крупнейшей в России обители.

Келья батюшки находилась в Феодоровском корпусе лавры, в левом крыле, примыкавшем к Троицкому собору за вторым и третьим окнами второго этажа. Если о. Серафим не принимал исповедников в Свято-Троицком соборе, то нескончаемая вереница посетителей тянулась сюда, к дверям.

Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора, который за недостатком дров почти не отапливался, в особо холодные дни переходили в церковь Святого Духа, где было теплее. Однажды старец непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток. Здоровье его ухудшалось, врачи признавали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен ног. Боли в ногах стали невыносимыми. В конце концов настал день, когда о. Серафим не смог подняться с постели. Ему шел 65-й год. Появились застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Медики настоятельно советовали выехать в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица. Старец ехать наотрез отказался: жалко было расставаться со своим служением. Предвидя новые гонения и полное разорение лавры, он искренне желал разделить крестные страдания со всей братией. Митрополит Серафим (Чичагов) ознакомился с историей болезни и сразу же благословил переезд. Состояние болящего старца было очень тяжелым. Поэтому по благословению владыки вместе с ним в Вырицу отправились монахиня Христина (в миру О.И. Муравьева) и их 13-летняя внучка Маргарита.

5. Вырица

Поселок Вырица дал имя Преподобному Серафиму, а он ее озарил тихим светом необъятной любви к Богу, людям, России. Этот свет озарял Россию как при жизни преподобного, так и после его кончины. Он имел великий дар утешения, пророчеств, исцеления и являл людям ярчайший образец праведной жизни. Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Это в полной мере относится к Серафиму Вырицкому.

Отец Серафим и его родные прибыли в Вырицу летом 1930 г., где вначале временно снимали маленький домик № 16 по Ольгопольской улице, затем несколько месяцев квартировали на ул. Боровой. С 21 февраля 1931 г. по 1944 г. батюшка снимал часть комнат в доме № 7 (ныне № 9) по Пильному проспекту, принадлежавшемусемейству провизора В.Т. Томберга. Супруга Николая ‒ единственного сына отцаСерафима ‒ Антонина Александровна с сыном Александром проживали в Вырице неподалеку от батюшки Серафима (Пильный пр., 19), и бывая у родителей, Николай всегда навещал сына. В этом доме в январе 1941 г. Николай был арестован в последний раз и через 7 месяцев расстрелян. Любящему отцовскому сердцу отца Серафима была нанесена незаживающая рана.

Серафим Вырицкий жил неподалеку от храма во имя Казанской иконы Божьей Матери, и, хотя не служил там, считал себя его прихожанином. Храм был возведён, также как и тярлевский, к 300-летию дома Романовых (арх. М.В. Красовский и В.П. Апышков). Оба храма были освящены в один день – 6 июля.

Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый великий подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского чудотворца о спасении России и Русской православной церкви. Это было в те дни, когда здоровье старца несколько улучшалось. Его приносили, он вставал своими больными коленями на холодный камень и простирал руки к небу. Камень сохранился до наших дней.

Сначала в Вырице старца посещали только близкие духовные чада – епископ Петергофский Николай (Ярушевич), архиепископ Псковский и Порховский Григорий (Чуков) и др. Но вскоре к нему устремился нескончаемый людской поток. Среди друзей и духовных чад были такие люди, как академик физиолог И.П. Павлов, академик, биолог Л. А. Орбели, профессор гомеопатии С.С. Фаворский.

В 1930-е гг в дом на Пильном с обыском неоднократно приходили чекисты, часто в ночное время, однажды сотрудники НКВД хотели арестовать батюшку, но родные категорически потребовали медицинское освидетельствование старца ввиду крайне тяжелого его состояния. Приглашенный оперативниками врач подтвердил диагноз, согласно которому батюшке переезд был противопоказан.

Когда началась Великая Отечественная война, жители Вырицы приходили к батюшке и спрашивали, как жить дальше. Он предсказал, что ничего разрушено здесь не будет и уходить никуда не надо. Предсказал, что разрушен будет только один дом и предупредил, чтобы его обитатели покинули этот дом. Батюшка усиленно молился за победу над врагом и предсказывал эту победу. Молился батюшка за посёлок Вырицу и о спасении вырицкого храма во имя иконы Казанской Божьей Матери… В первых числах сентября 1941 г. немцы наступали на станцию Вырица и вели ее интенсивный обстрел. Наши командиры решили, что в качестве объекта наводки используется высокий купол храма, и был отдан приказ взорвать его. Прибыла команда взрывников и подвода со взрывчаткой. Лейтенант приказал бойцам подождать его у ворот. Вошел в храм. Через некоторое время солдаты услышали выстрел и бросились к храму. Лейтенант лежал бездыханный, рядом валялся револьвер. Бойцов охватила паника и, не выполнив приказа, они бежали из храма. Тем временем началось отступление и о взрыве забыли. Немцы, заняв Вырицу,расквартировали в ней часть, состоящую из православных. Осенью 1941 г. по просьбам жителей Вырицы храм был открыт. В нем 24 сентября 1943 г. по благословению преподобного монахиня Христина (Муравьева) приняла великую схиму с именем Серафима.

Весной 1944 г. митрополит Алексий (Симанский) посетил Вырицу, причем отец Серафим заранее предсказал домашним его визит. Они долго беседовали наедине. Иеросхимонах Серафим еще в 1924 г. предсказал владыке Алексию патриаршество и в этот раз подтвердил свое предсказание и указал время его избрания на будущем Поместном соборе (2 февраля 1945 г.).

В 1944 г. отец Серафим решил переехать на Майский проспект (современный адрес – Пильный пр., 24). Пока устраивались на новом месте, батюшка в течение недели жил в доме своих духовных чад Александра и Екатерины Смирновых, как и он, уроженцевЯрославщины (раньше он благословил постройку этого дома). С 1944 по 1949 г. отец Серафим жил на Майском проспекте в доме № 41 (ныне 39) у хозяйки Лидии Григорьевны Ефимовой. У крыльца этого дома почти каждый день собирались сотни посетителей.

4/7 апреля 1945 г. умерла схимонахиня Серафима (в миру О. И. Муравьева, супруга батюшки). Более 55 лет она была преданной сомолитвенницей преподобного СерафимаВырицкого, делила с ним все земные скорби и радости, а в последние 15 лет ухаживала за болящим старцем.

Ранним утром, спустя четыре года,отцу Серафиму в проеме окна кельи в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица – жена неземной красоты‒ и жестом правой руки указала на небо. Около двух часов ночи батюшка попросил читать молитву на исход души и, в последний раз осенив себя крестным знамением, отошел ко Господу со словами: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир». Его кончина наступила 3 апреля 1949 г. Великим постом в неделю преподобного Иоанна Лествичника. Облачение и гроб прислал в Вырицу митрополит Григорий (Чуков). Три дня шел ко гробу великого исповедника нескончаемыйлюдской поток. Все отмечали, что его руки были мягкими и теплыми, как у живого, некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после кончины исцелилась девочка. Отпевание преподобного отличалось редкой торжественностью. Его совершал по монашескому чину епископ Лужский Симеон (Бычков) в сослужении известных протоиереев: АлексеяКибардина, Владимира Шамонина, ФилофеяПолякова и др. Пели три хора. Одним из четырех воспитанников духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был будущий Святейший Патриарх Алексий II.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви 2000 года было принято решение о прославлении вырицкого подвижника в лике преподобных. В том же году при огромном стечении народа над святыми мощами преподобного и его верной сподвижницы, старицы схимонахини Серафимы (Муравьевой),была освящена часовня,построенная на пожертвованияблагочестивых почитателей.

«Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте как с живым ‒ и я всегда помогу вам», ‒ многим говорил в свое время вырицкий старец. И вот уже более шести десятилетий поток людей к могиле не иссякает.

Апрель 2017

Гончарова Ольга Петровна, экскурсовод Тярлевского краеведческого музея.

Использованная литература

  1. Филимонов В.П. «Святой преподобный Серафим Вырицкий и русская Голгофа. СПб., 2006
  2. Путеводитель по местам преподобного Серафима Вырицкого. СПб., 2006
  3. Соколова Л.И. Приходите к нему на могилку. СПб., 2005
  4. Гончарова О.П. Как сирень божественно цветет. Царскосельская газета. 2015. № 26
  5. Югина Е.Л. Серафимов дом. Вода живая. 2009. № 4