Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » Жители » Жители Тярлево » Терентьева Клавдия Петровна

Терентьева Клавдия Петровна

 

Вдохновение черпали в Тярлево

 

Есть в Тярлево калитка, за которой остановилось время. Словно фея мимо пролетала и взмахнула волшебной палочкой. Здесь вы не найдете ухоженных грядок. Но сквозь солнечные кружева листвы будут видны скульптуры. Сюда не приезжают на каторжные работы с прополкой и поливкой, здесь заряжаются энергией для творческих поисков. Как бы сказали экскурсоводы – это типичная дача Ленинградской интеллигенции середины XX века. Ремонты и модернизации здесь не проводились не потому, что у хозяев не было возможности, а потому, что построенный после войны дом бережно сохранялся со всеми мелочами и приметами времени. Например, сохранена много занимающая места на кухне и практически не нужная плита, которую раньше топили дровами. Чтобы подчеркнуть дачный колорит, вывешены вышитые полотенца. На полках стоят старинные бутыли, найденные в земле, на участке. Даже обои не менялись. А в комнате стоит большой черный рояль, играя на котором хозяйка дома исполняет старинные романсы, она с таким же мастерством аккомпанирует себе и на гитаре. На стенах в оригинальных рамках висят портреты и фотографии членов семьи живущих и давно умерших.

Мне кажется, настало время познакомиться с хозяйкой дачи. Это Светлана Аркадьевна Терентьева – скульптор в третьем поколении с девичьей фигурой и девичьим задором в глазах. Она родилась в 1948 году в Ленинграде. Училась в школе при консерватории по классу фортепиано вместе с пианистом №1 в мире Григорием Соколовым, занималась у Марины Вениаминовны Вольф. Преподаватель литературы, Нэля Наумовна Наумова (жена знаменитого режиссера) предложила выпускникам 11 класса, если они, конечно хотят оставить память о своем выпуске, поставить спектакль Горького «На дне», что и было сделано. Днем сдавали экзамены, а ночью репетировали. Это тяжелейшее время было и самым счастливым. Соученик Светланы по фортепианному отделению, будущий артист и певец Михаил Боярский играл Ваську Пепла, Светлана играла Анну.

Под влиянием мамы, Светлана поступила в Академию художеств в Ленинграде на отделение скульптуры и окончила его с красным дипломом. Она член союза художников с 1978 года. Ее работы находятся в собраниях музеев Академии художеств и в театральном в Спб. Несколько работ осталось в Финляндии – «Утро» (бронза); в Болгарии – «Олимпийский огонь»; в Югославии – «Портрет пианиста» и «Огонь», были закупки в Москве, Германии, Франции, Америке, Бельгии, в музей летнего сада и в Русский музей в Санкт-Петербурге. Есть работы и современные, например, выполненное в 2015 году оформление фасада дома №17 по ул. Добролюбова. Фасады украшены масками мраморных львов – нижний этаж, а на уровне 4 этажа были установлены 4 фигуры ангелов (попарно), выполненные из нового, легкого пластика – мрамор фасад бы не выдержал. Внутри центра «Нептун» от ЦКБ «Рубин» была устроена часовня, для которой были выполнены фигуры пророков – Исайи и Даниила из керамики в духе древнерусских изразцов. В фарфоре выполнена небольшая статуэтка Монсеррат Кабалье высотой 20 см, роспись авторская, находится в Театральном музее в Санкт-Петербурге и в Германии.

Светлана рассказала, как дом стал собственностью семьи. Этот дом купила ее мама, Клавдия Петровна Терентьева – известный скульптор советского времени. Скульптура – дело не женское, а значит и женщина – скульптор должна быть необыкновенной. Да, это так, эта женщина родом из Сибири и этим все сказано.

Поскольку она была неординарным человеком, то у нее естественно, была неординарная мечта – купить корабль, чтобы плыть по Волге, а на палубе бы стоял рояль и дочка бы на нем играла. Заманчиво, но неосуществимо. Но с естественным для нее упорством, она шла к своей мечте: уже ездила в Кронштадт и ей показали несколько списанных посудин, уже поехала покупать, но вмешался его величество случай. На трамвайной остановке была сбита велосипедом, сильно пострадала и долго потом лечилась в больнице.

У Клавдии была знакомая виолончелистка из консерватории, аристократка, уроженка Павловска, влюбленная в Павловск, Софья Ильинская, и она решила перепрофилировать мечту и направить по другому руслу. И Софья стала агитировать Клавдию обосноваться в этих краях. Пароход был забыт. Стали вместе ездить, подыскивая подходящий дом и в конце концов попали в Тярлево. После войны в Тярлево имели право получать участок под застройку только военные, профессора, художники. Дом на Московской был построен в 1946-1948 годах председателем сельсовета Николаем Ивановичем Коломейцевым, он построил рядом домик поменьше, насадил деревьев и подвел асфальт к дому. Он был вдовец, бездетный и после продажи дома собирался уехать к брату в Воронеж, да задержался, так как Клавдии еще не пришли деньги за скульптуру, чтобы окончательно рассчитаться. Временно жили в маленьком домике: Клавдия, ее дочь Светлана и родная сестра Татьяна. В ожидании денег, Клавдия вынуждена была продать много ценных и уникальных книг.

В конце концов, получив деньги, хозяин уезжает и 25.04.1967г К.П. Терентьева становится домовладелицей. Несмотря на то, что в доме не было мебели, въехав туда, была очень довольна. Но дерзкие планы не перестают посещать беспокойную голову, и Клавдия строит рядом с домом просторный открытый бассейн. Заполнили водой, поплескались, а когда спустили воду, то она вся утекла к соседям.

А теперь перенесемся в былые времена. В 1902 году выходец из Псковской губернии Герасим Терентьевич Молчанов вместе со своей семьей по Столыпинской реформе поехал осваивать Сибирь. Поехали несколько семей, землю давали по числу членов семьи. Первую зиму жили в тайге в землянке, потом построили дом и обзавелись хозяйством – коровы, лошади, овцы, пчелы. Жили там до 1924 года, а после переехали в г. Тару. Дом купили на углу улиц Александровской и Пятницкого переулка (совр. ул. Избышева), подрастали дети и их нужно было учить. В комнате тярлевской дачи висит большая фотография Герасима Терентьевича – прадеда Светланы Аркадьевны. Большая, раскидистая борода, в левой руке ружье, правая нога стоит на пеньке, а рядом лежит охотничья собака. Прадедушка отличался крутым нравом. Чтобы подчеркнуть этот нрав приводят факт из его жизни. Он был егерем у помещика, его сын Петр дружил с сыном помещика, и он предложил отправить Петра (бесплатно!) вместе со своим сыном учиться в Петербург. Герасим отказался – был бесконечно талантлив, все умел: сочинял стихи и читал их односельчанам, играл на железной скрипке, которую смастерил сам. Пел в церковном хоре и был его регентом. Был прекрасным столяром и сыну своему Петру привил любовь к труду, десятилетний Петр уже мог самостоятельно выполнять на токарном станке сложные детали из дерева. Крепко поссорились отец с сыном, нашел характер на характер и в знак протеста Петр сменил отцовскую фамилию на производную от его отчества – Терентьев. Было за что: Герасим выбросил люльку с внуком в окно, правда, внук не пострадал… Петр Герасимович Терентьев (1885 – 1974) был не менее даровит, чем его отец. Играл на скрипке, построил коноводную мельницу. В первую мировую войну, в 1916 году Петр Терентьев уходит на фронт солдатом. Во время службы в Петрограде, ему удалось побывать в музеях, в Эрмитаже и познакомиться с произведениями великих художников, в нем вспыхнуло стремление к искусству. Тайком от начальства по ночам, занимается резьбой по дереву. Он начинает работать в Тарском педагогическом техникуме и в средних школах, обучает детей обработке металла и дерева. В 1936 году в Таре проходила сельскохозяйственная выставка, где были представлены его первые работы, получившие высокую оценку. О даровитом скульпторе – самоучке узнали в Москве. Всесоюзный дом народного творчества приглашает его в столицу. Во время пребывания в Москве много и плодотворно работает. По возвращении из Москвы при детской технической станции в Таре он организует кружок юных художников и скульпторов. За свою жизнь он создал немало высокохудожественных произведений из дерева, которые хранятся в Московских, Ленинградских и других музеях страны, он продолжал работать до самого преклонного возраста: из-под его резца вышли фигуры многих известных людей: Ленина, Сталина, Кирова, Маяковского, Пушкина, маршала Говорова, маршала Толбухина.

Петр Герасимович родился в деревне Молчаново Опочицкого уезда Псковской губернии. Он был женат на землячке из соседней деревни Кузнецово – Кузнецовой Анне Нестеровне. У Терентьевых было шесть дочерей, если не считать пятерых, умерших во младенчестве. Все дочери состоялись как творческие личности. Татьяна Петровна Терентьева – музыкант, всю жизнь проработала виолончелисткой в Кировском (Мариинском) театре. Анфиса Петровна Тулакина – врач, Александра Петровна – артистка драмтеатра г. Владивостока, окончила театральный институт в Петербурге у знаменитого Акимова, именем которого назван театр Комедии в Петербурге. Прасковья Петровна Тишкина – фронтовая медсестра, училась в одном классе со своим прославленным земляком, уроженцем г. Тары – артистом Михаилом Ульяновым. Анна Петровна Бухаркина закончила худ. пром. техникум в Омске, преподавала черчение и рисование, была диктором местного радио. О старшей, Клавдии, Петр Герасимович говорил с особой гордостью: так как она стала его последовательницей в творческом и профессиональном плане.

Терентьева Клавдия Петровна

(1912-2006) родилась в деревне Теис Тарского уезда Омской Губернии. Когда ей было 12 лет, она делала копии с картин известных художником, которые продавались в лавке друга отца. Покупала холст, шила себе и сестрам платья, а затем их расписывала цветами: васильки, ромашки, маки и просто узоры. Как серьезный художник, она начинала с живописной картины для строящегося в Таре кинотеатра «Октябрь». Кружком изобразительного искусства школьников руководил местный художник Николай Иванович Иванов, который и приметил юное дарование. Клавдия окончила Ленинградскую Академию художеств. Весь жизненный путь после окончания Академии был заполнен творческими исканиями. Случалось выигрывать конкурсы в Спб. В 1940 году была удостоена первой премии на академическом конкурсе за работу «Задание в разведку» при великом Матвееве А.Т., который вел знаменитый курс в Академии художеств, где учились его последние ученики — Аникушин, Терентьева, Стамов, Холина. Игнатьев, Вайнман, Харламова, Крупина, Тимченко.

Военные годы в Таре Терентьевы прожил с большими трудностями. Семью спасало то, что будучи умельцем, Петр Герасимович чинил ружья, нарезал стволы, воронил, вырезал приклады и украшал их рисунками, выполнял для жителей различные ремонтные работы. Вел большое домашнее хозяйство. Будучи отличным стрелком на охоте убивал иногда более сотни уток. До работы успевал сбросить трофеи в соленую воду, вернувшись вечером домой, вместе с семьей обрабатывал добычу. Имел 35 семей пчел. Изготовленный им станок, производивший вощину, обслуживал всех пчеловодов Тарского района.

А в это время Клавдия Петровна первую блокадную зиму прожила в подвалах Академии. В самом начале войны от Академии посылали на окопные работы, а когда приехали — продуктов в городе уже не было — не успели запастись. Сохранилось очень редкое, уникальное фото: запечатлены Клавдия Петровна и другие во время рытья окопов под Пудостью в 1941 году. В 1942 году была эвакуирована по дороге жизни в Самарканд, где все работали, а Матвеев продолжал преподавать. Знаменитый художник Билибин умер в подвалах промерзшей Академии.

Началась мирная жизнь. После войны в Ленинграде под жилье давали комнаты, которые более-менее уцелели с условием, что будущий хозяин сам сделает необходимый ремонт. Клавдия Петровна благополучно залатала дырку в потолке предоставленной комнаты, которая годилась и как мастерская — сплошное застекление и высота потолка 3.5м. Рядом располагался график Молчанов и Васнецов — художник — иллюстратор детских книг. Дом находился рядом с Академией художеств. Позже Клавдию Петровну с дочерью Светой переселили на улицу Кораблестроителей. Клавдия Петровна защитила диплом в Академии и выиграла конкурс на создание памятника Дзержинскому. Вот что сообщала газетная хроника Ленинграда 11 ноября 1952 года: «В Высшем военно-морском инженерном ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского состоялось открытие памятника выдающемуся деятелю Коммунистической партии и Советского государства Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. Памятник выполнен скульптором К.П. Терентьевой и архитектором офицером училища Б.И. Стрелковым». Сохранилась фотография, снятая во время торжественного открытия памятника во дворе главного здания Адмиралтейства в Ленинграде, где расположено училище. На ней, на фоне памятника помимо других лиц стоит Клавдия Петровна с 4-х летней дочуркой Светой.

Кроме того, Клавдия Петровна получила первую премию на конкурсе работ, посвященному первому году Великой Отечественной Войны на выставке скульптуры страны в ВДНХ работа «Материнство» получила первое место. Также ею был выигран конкурс на право изваять образ Ленина в Ленинграде по 12-ти фотографиям, представленным разными авторами. Она много и плодотворно работала, большинство ее работ рассеяно по музеям страны.

Когда в городе Урае Тюменской области проектировался памятник «Первооткрывателей Сибирской нефти», конкурс выиграла Клавдия Петровна. Она представила скульптуру в кованой меди. Несколько поколений нефтяников выросло рядом с этим монументом (1975г.). В 1951 году Клавдия Петровна убедила отца перебраться в Ленинград, здесь продолжается его творческая деятельность. Бывавшие в мастерской известные люди убеждали его не останавливаться на достигнутом, участвовать в создании Ленинградских музеев. Так его работы оказались в музее Октябрьской революции. К сожалению, осуществить удалось не все. Были только выполнены несколько фигурок из дерева. В частности, фигура маршала Говорова. Ряд деревянных скульптур были закуплены другими музеями страны. Русский музей приобрел скульптурные работы, выполненные из березы «Ходоки у Ленина» и «Пушкин читает стихи Державину». Музей Ленина приобрел работу «Ленин на охоте». Скульптура Маяковского была подарена литературному музею. «Пушкин и Державин» - музею этнографии им. Миклухо-Маклая в Л-де. Многие работы выполнялись в духе времени, например работы на тему партизанских боев в Тайге. Композиция «Сталин, сокрушающий империализм», деревянные бюсты Калинина, кирова т другиз гос. деятелей. Но и эти работы, как и те, что выполнялись по сюжетам русских народных сказок или изображали природу-делались от души.

        В период перестройки Терентьевы, как и большинство россиян, столкнулись с многими неожиданностями. Попытки выстроить собственную мастерскую, закончились безуспешно. Не помогло обивание чиновничьих порогов и обращение к А.В. Собчаку. Резкое сокращение числа заказов лишило материальной поддержки, но скульпторы продолжали работать.

        В Советское время во время во время праздников проводились Демонстрации, цель которых-прославлять Советскую власть. Впереди колонны всегда шло сооружение из легких материалов и конструкций, установленное на машину. Одно из таких сооружений было выполнено Клавдией Петровной-это точная копия памятника Ленину, установленного у Финляндского вокзала, которая долгое время украшала демонстрации.

        В Тярлево, в течение 15 лет жил на даче отец Клавдии-Петр Герасимович Терентьев, пока позволяло здоровье, жил на веранде и в домике. Он уже был в возрасте, и мог работать только в легком материале-пластилине. Сейчас, здесь на даче, находятся его работы: «Киров на стройке в 1949 г.» «Ходоки у Ленина», большой портрет отца, написанный с фотографии (80х50), портрет своей матери по памяти ( сейчас в СПБ у внучки). Работу «Волки нападают на тройку» (70х40) украли воры, которые регулярно обносили дачу в зимнее время, когда хозяева отсутствовали, таким же образом исчез портрет отца, хотя нынешняя хозяйка дачи Светлана, дочь Клавдии, спрятала его на чердак. На даче жили с апреля по ноябрь. Рояль купили, когда Светлана училась в школе и ей было 10 лет. Клавдия Петровна, здесь в Тярлево, работала над скульптурой «Материнство», которую выполняла в дереве, сейчас в саду за домом под яблоней стоит вариант этой скульптуры в цементе. Здесь она выполнила в глине фигуру идущего отца (не сохранилась) 2 детских портрета и портрет сестры Анны, выполненные в гипсе. Здесь же был сделан неоконченный портрет племянника, сына сестры Прасковьи-Юры, выполненный в дереве. Рядом с маленьким домиком, Клавдия рубила из дерева (дуб) скульптурную группу (задание в разведку) h=90 см, которая сейчас находится в музее блокады. На месте, где сейчас недалеко от дома стоит скамеечка, выполняла в дереве фигуру Гайдара, (h=1,2 м) которую приобрело Министерство Культуры. Слева от дома, ближе к улице, стоит вариант в цементе, сделанный для себя с закупленного Москвой бронзового оригинала скульптуры «Блокадный хлеб» (h=1,1 м), сидящая фигура, умирающая мать с ребенком. Фигура сделана в Санкт-Петербурге и перевезена сюда. Интересен случай, не связанный с блокадой, который послужил толчком к созданию этой скульптуры. Внуку Клавдии, сыну Светланы,-Илье (род. 1978 г.) было полтора года, у него заболели уши и его закутали в платок. Так возникла ассоциация с блокадным ребенком, потом появилась идея образа матери. И, наконец, третья скульптура, находящаяся на участке, стоит за маленьким домиком-это мать с ребенком в натуральную величину, декоративная скульптура с драпировкой, выполненная в цементе. Светлана, дочь Клавдии, тоже здесь работала, она лепила модель памятника павшим в ВОВ на заказ в глине, а затем в цементе; молодой солдат в длинной плащ-палатке стоял, смотрел вниз и указывал рукой на захоронения. Здесь, в Тярлево Светлана работала в материале «керамика». С 2005 по 2012 год Светлана работала на ювелирной фирме «Акимов» скульптором и делала сотни моделей в пластилине религиозной тематики: кресты, изображения святых, богородицы. Потом их отливали в золоте и серебре. Наброски и рисунки выполнялись в доме на Московской в Тярлево. Параллельно занималась творчеством.

Ну вот, уважаемые читатели, перед вами раскрылась еще одна неизвестная страница из такой разнообразной и интересной творческой жизни поселка. Если вы в Санкт-Петербургском метро попадете на станцию «Технологический институт» и увидите там множество скульптурных портретов людей, составляющих нашу гордость и славу, то непременно остановитесь около изображения путешественника Пржевальского и вспомните о скульпторе Клавдии Петровне Терентьевой, которая, работая над этим скульптурным портретом, черпала вдохновение здесь, в Тярлево.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Гончарова О.П.  июнь 2017 г.