Центр духовной жизни Тярлево – храм Спасо-Преображен
Храм строился по благословению протопресвитера Петра Благовещенского на денежные пожертвования членов императорской семьи, Е.В.Бекетовой и местных дачников. Проект был подготовлен архитектором А.А.Захаровым, тоже павловским дачником.
Торжественная закладка храма-памятника состоялась 6 августа 1912 г., а освящен он был спустя всего два года, 6 июля 1914 г., в день рождения старшего сына Константина Константиновича – Иоанна, первого ктитора храма, руководившего строительством вместе с братом Игорем. На церемонии присутствовал великий князь Константин Константинович, а также великая княгиня Мария Павловна и множество местных жителей. Это радостное событие запечатлел на своих фотографиях знаменитый Карл Булла. По недавно сложившейся традиции, ежегодно в первое воскресенье после 6 июля совершается крестный ход вокруг Тярлево.
Первоначально храм Спасо-Преображен
Белокаменный храм полюбился и простым прихожанам, и членам императорской семьи. В 1916 г. императрица Александра Фёдоровна писала мужу в Ставку: «9 июня… Ольга <великая княжна Ольга Николаевна> и я покатались на моей дрошке, и так как в Тярлеве богослужение ещё не кончилось, то мы вышли из экипажа, вошли в церковь, приложились к Евангелию… Прелестный, уютный храм». Иоанн Константинович, человек мягкий и с детских лет отличавшийся особой религиозностью, специально для этого храма написал духовную музыку – «Милость Мира».
В 1923 г. настоятелем храма стал протоирей Сергий Червяковский, снискавший огромную любовь и уважение прихожан. Однако в тридцатые годы службы в храме уже не был такими, как до революции: в Тярлево, как и во многих других городах и поселках, был запрещен колокольный звон, и даже пасхальный крестный ход проходил в тишине. В 1937 г. отец Сергий и вся церковная «двадцатка» были арестованы и расстреляны. На короткое время, меньше чем на полгода, настоятелем церкви стал священник Владимир Талицкий: уже в марте 1938 г. он был расстрелян и арестован.
Церковь, в которой уже не проводились богослужения, была официально закрыта лишь в 1939 г. В храме был устроен клуб, не пользовавшийся, правда, популярностью среди местного населения. Во время немецкой оккупации церковь по просьбе местных жителей вновь была открыта, и её настоятелем с 1941 по 1943 г. был священник Иоанн Коляденко, живший здесь же, в Тярлево, на Ново-Садовой улице.
После войны здание передали предприятию «Утильпромкомбин
В 1995 г. инициативной группой местных жителей, возглавляемой сыном протоирея Сергия Червяковского, диаконом Валентином, был воссоздан приход, а спустя ещё три года здание церкви было официально передано верующим и началась его реставрация. С 2003 г. в храме регулярно проводятся богослужения. Разрушенный, израненный храм вновь ожил. После смерти отца Валентина делу возрождения храма служит отец Александр Покрамович.
Подлинный облик церкви известен нам по чертежам А.А.Захарова, фотографиям и открыткам. В своём проекте А.А.Захаров опирался прежде всего на традиции древней псковско-новгоро
Фресковый образ Нерукотворного Спаса на западном фасаде храма, долгое время считавшийся утраченным, был вновь обретён в 2005 г. Тогда, 8 января, на следующий день после Рождества Христова, под слоем цемента реставратор обнаружил фрагменты живописи. Оказалось, что образ Христа почти полностью сохранился! Это событие – настоящее чудо, ведь, по словам тярлевских старожилов, советские власти неоднократно закрашивали постоянно проступавший образ, а затем, словно отчаявшись, приказали сбить его молотками и заштукатурить. Видимо, дрогнула, не поднялась рука у кого-то из рабочих, и он просто замазал икону цементом. Каждый год в первое воскресенье после 8 января перед обретённым образом служится благодарственный молебен.
К сожалению, не сохранился первоначальный двухъярусный иконостас. Деревянный — из тёмного дуба, одетый басмой, он был украшен иконами без окладов – что характерно для древнерусского стиля. В алтаре помещался образ спасителя редкого извода – со знаменем в руке. Отец Валентин, сын протоиерея Сергия Червяковского, вспоминал: «А из-за престола благословляет Христос. Он в алом хитоне и голубом гиматии, с высоко поднятым красным знаменем в левой руке. Я никогда и нигде больше не видел изображение Христа с красным знаменем в руках. Может быть, это был символ преддверия надвигающегося на Русь страшного времени…» При отце Сергии слева от царских врат появилась фамильная икона дома Романовых – образ склонившейся в молитвенном жесте Божией Матери. Образ этот отец Сергий привез из церкви Красного Креста, закрывшейся в Детском Селе. Из правого киота на прихожан взирал Спас Нерукотворный – запорожская икона XVIIIвека, на ней Христос был изображен с чубом. Заботами настоятеля были написаны и Богородица Нерушимая стена, образы четырех евангелистов и Моление о чаше в алтаре.
Проект нового иконостаса был разработан Царскосельской иконописной мастерской. Не удалось вернуть в храм и несколько икон афонского письма XVIII—XIX вв., подаренных императором Николаем II. Сейчас они хранятся в Государственном Эрмитаже.
Левый придел храма освящён в честь Святой Троицы, а правый – в честь преподобного Серафима Вырицкого, жившего в Тярлево с 1907 по 1920 г., и алапаевских мучеников – Иоанна Константиновича, его братьев — Игоря и Константина (?), и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, сестры императрицы. 18 июля 1918 г. большевики-карат
Со времени воссоздания прихода Спасо-Преображен