Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » О Тярлево » Храм Спасо-Преображения » Храм Спасо-Преображения

Храм Спасо-Преображения

Центр духовной жизни Тярлево – храм Спасо-Преображения. Инициатором его строительства выступила Екатерина Васильевна Бекетова, богатая петербурженка и местная дачевладелица. Эта инициатива совпала с приближающимися праздниками по случаю трёхсотлетия дома Романовых, – и в начале 1912 г. великий князь Константин Константинович пожертвовал участок земли в 630 кв. саженей под постройку храма в память этой даты.

Храм строился по благословению протопресвитера Петра Благовещенского на денежные пожертвования членов императорской семьи, Е.В.Бекетовой и местных дачников. Проект был подготовлен архитектором А.А.Захаровым, тоже павловским дачником.

Торжественная закладка храма-памятника состоялась 6 августа 1912 г., а освящен он был спустя всего два года, 6 июля 1914 г., в день рождения старшего сына Константина Константиновича – Иоанна, первого ктитора храма, руководившего строительством вместе с братом Игорем. На церемонии присутствовал великий князь Константин Константинович, а также великая княгиня Мария Павловна и множество местных жителей. Это радостное событие запечатлел на своих фотографиях знаменитый Карл Булла. По недавно сложившейся традиции, ежегодно в первое воскресенье после 6 июля совершается крестный ход вокруг Тярлево.

Первоначально храм Спасо-Преображения был приписан к Мариинской придворной церкви, а в 1917 г. – выделен в самостоятельную единицу.

Белокаменный храм полюбился и простым прихожанам, и членам императорской семьи. В 1916 г. императрица Александра Фёдоровна писала мужу в Ставку: «9 июня… Ольга <великая княжна Ольга Николаевна> и я покатались на моей дрошке, и так как в Тярлеве богослужение ещё не кончилось, то мы вышли из экипажа, вошли в церковь, приложились к Евангелию… Прелестный, уютный храм». Иоанн Константинович, человек мягкий и с детских лет отличавшийся особой религиозностью, специально для этого храма написал духовную музыку – «Милость Мира».

В 1923 г. настоятелем храма стал протоирей Сергий Червяковский, снискавший огромную любовь и уважение прихожан. Однако в тридцатые годы службы в храме уже не был такими, как до революции: в Тярлево, как и во многих других городах и поселках, был запрещен колокольный звон, и даже пасхальный крестный ход проходил в тишине. В 1937 г. отец Сергий и вся церковная «двадцатка» были арестованы и расстреляны. На короткое время, меньше чем на полгода, настоятелем церкви стал священник Владимир Талицкий: уже в марте 1938 г. он был расстрелян и арестован.

Церковь, в которой уже не проводились богослужения, была официально закрыта лишь в 1939 г. В храме был устроен клуб, не пользовавшийся, правда, популярностью среди местного населения. Во время немецкой оккупации церковь по просьбе местных жителей вновь была открыта, и её настоятелем с 1941 по 1943 г. был священник Иоанн Коляденко, живший здесь же, в Тярлево, на Ново-Садовой улице.

После войны здание передали предприятию «Утильпромкомбинат», устроившему там склад. В 1946 г. храм, переживший войну, стал частью предприятия «Север». Здание было доведено до полной разрухи: его обнесли стеной, разобрали колокольню и пять венчающих глав. Храм изменился почти до неузнаваемости.

В 1995 г. инициативной группой местных жителей, возглавляемой сыном протоирея Сергия Червяковского, диаконом Валентином, был воссоздан приход, а спустя ещё три года здание церкви было официально передано верующим и началась его реставрация. С 2003 г. в храме регулярно проводятся богослужения. Разрушенный, израненный храм вновь ожил. После смерти отца Валентина делу возрождения храма служит отец Александр Покрамович.

Подлинный облик церкви известен нам по чертежам А.А.Захарова, фотографиям и открыткам. В своём проекте А.А.Захаров опирался прежде всего на традиции древней псковско-новгородской архитектуры, но использовал также и некоторые элементы стиля модерн. Центр композиции асимметричного в плане храма, вмещающего около 500 молящихся, – высокий четверик, завершенный шатровый крышей и украшенный орнаментом. Четверик увенчан пятью луковичными главами. С трех сторон его окружает пониженный притвор с односкатной крышей. С северной стороны храма пристроена невысокая трёхглавая звонница. Полуциркульную в плане апсиду, выступающую с юго-восточной стороны, завершает полукупол.

Фресковый образ Нерукотворного Спаса на западном фасаде храма, долгое время считавшийся утраченным, был вновь обретён в 2005 г. Тогда, 8 января, на следующий день после Рождества Христова, под слоем цемента реставратор обнаружил фрагменты живописи. Оказалось, что образ Христа почти полностью сохранился! Это событие – настоящее чудо, ведь, по словам тярлевских старожилов, советские власти неоднократно закрашивали постоянно проступавший образ, а затем, словно отчаявшись, приказали сбить его молотками и заштукатурить. Видимо, дрогнула, не поднялась рука у кого-то из рабочих, и он просто замазал икону цементом. Каждый год в первое воскресенье после 8 января перед обретённым образом служится благодарственный молебен.

К сожалению, не сохранился первоначальный двухъярусный иконостас. Деревянный — из тёмного дуба, одетый басмой, он был украшен иконами без окладов – что характерно для древнерусского стиля. В алтаре помещался образ спасителя редкого извода – со знаменем в руке. Отец Валентин, сын протоиерея Сергия Червяковского, вспоминал: «А из-за престола благословляет Христос. Он в алом хитоне и голубом гиматии, с высоко поднятым красным знаменем в левой руке. Я никогда и нигде больше не видел изображение Христа с красным знаменем в руках. Может быть, это был символ преддверия надвигающегося на Русь страшного времени…» При отце Сергии слева от царских врат появилась фамильная икона дома Романовых – образ склонившейся в молитвенном жесте Божией Матери. Образ этот отец Сергий привез из церкви Красного Креста, закрывшейся в Детском Селе. Из правого киота на прихожан взирал Спас Нерукотворный – запорожская икона XVIIIвека, на ней Христос был изображен с чубом. Заботами настоятеля были написаны и Богородица Нерушимая стена, образы четырех евангелистов и Моление о чаше в алтаре.

Проект нового иконостаса был разработан Царскосельской иконописной мастерской. Не удалось вернуть в храм и несколько икон афонского письма XVIII—XIX вв., подаренных императором Николаем II. Сейчас они хранятся в Государственном Эрмитаже.

Левый придел храма освящён в честь Святой Троицы, а правый – в честь преподобного Серафима Вырицкого, жившего в Тярлево с 1907 по 1920 г., и алапаевских мучеников – Иоанна Константиновича, его братьев — Игоря и Константина (?), и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, сестры императрицы. 18 июля 1918 г. большевики-каратели живыми сбросили их в заброшенную шахту в Алапаевске, что недалеко от Екатеринбурга. Спустя несколько месяцев городок был занят белогвардейцами. Они перевезли останки жертв в Пекин и похоронили там в храме во имя Всех Святых. В 1981 г. Русская православная церковь за границей причислила всех алапаевских мучеников к лику святых.

Со времени воссоздания прихода Спасо-Преображенского храма прошло больше 15 лет. И если поначалу на службу приходило не больше двадцати человек – то сейчас в праздничные дни в храме молятся до трёхстот прихожан. И над Тярлево, преображая людские души, снова плывёт колокольный звон.